Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс?

Через несколько дней, 1 сентября, наши дети пойдут в школу. Взрослые, вспоминая школьные годы, могут рассказать и о хорошем – друзья, походы, первая любовь, и о плохом, о том, от чего страдал – о злом или придирчивом учителе, о драках, дразнилках или страхе перед плохими оценками. Плохое с годами вытесняется из памяти, однако пока ребенок растет и ходит в школу, все это его страшно тревожит, в итоге – хронические заболевания и стрессы.

Первый школьный стресс происходит у первоклассников, которые из теплой и уютной атмосферы детского сада или дома попадают в новый мир – мир школы. Наша школа – это четкая структура, где ученик должен уметь слушаться учителя и подчиняться его требованиям, работать на уроке в высоком темпе, делать домашнюю работу, даже если она тебе не нравится и не интересна. С таким набором требований справляются далеко не все дети, уметь читать и писать для первоклассника не означает безусловную готовность к школе, ребенок должен уметь подчиняться правилам и быть в состоянии усвоить новую для него социальную роль – роль ученика.

В прошлом году отменили трехлетнюю систему обучения в начальной школе, теперь любой первоклассник учится в начальной школе 4 года, из-за этого многие родители решили, что можно отдавать ребенка в школу с шести лет, не учитывая его способности и здоровье. Спор о том, с какого возраста лучше учить детей, продолжается уже давно, спорят родители, учителя, психологи, даже каждый взрослый имеет свое мнение на этот счет.

Еще 20 лет назад в Советском Союзе проводились полномасштабные исследования этой проблемы. Что говорят нам научные данные? Медицинские наблюдения показали, что к семи годам дети, обучавшиеся с шести лет в школе, начинают отставать в физическом и психическом развитии от своих сверстников, посещавших детский сад. У таких детей выявляются признаки характерные для хронического переутомления – повышение артериального давления и снижение частоты сердечных сокращений, а концу первого класса у таких детей снижается работоспособность, исследователи отмечали явную невротизацию шестилеток и даже детей шести с половиною лет. В психологическом аспекте у них также была выявлена повышенная тревожность, низкая самооценка, снижение творческой активности, выражающейся у нормального ребенка в желании что-то нарисовать или смастерить. Эти данные говорят о том, что шестилетние дети не готовы к жесткой системе школьного обучения с обязательными заданиями, оценками и контролем.

Медико-биологические исследования нашего времени показывают, что 80% современных шестилеток не готовы учиться в школе, у них в 2 раза чаще, чем в детском саду, наблюдаются невротические реакции, нарушения зрения, различные психосоматические заболевания – бронхиальная астма, нейродермит, энурез, заболевания пищеварительной системы, также высокий уровень школьной тревожности. Специалисты в области педагогики, медики и психологи предупреждают, что все это приводит к трудностям в обучении шестилетних детей и разрушает их здоровье.

Каков же мировой опыт? В большинстве цивилизованных стран принято отдавать детей в школу с 5-6-ти лет, а в начальной школе дети учатся 4 и более лет. В США и Европе младшая школа для детей 5-7 лет очень похожа на наш детский сад. То, что наши дошкольники «изучают» в старшей и подготовительной группе, соответствует уровню второго или третьего класса европейской начальной школы. Формы обучения в начальной школе на Западе отличаются от нашей традиционной школьной системы. Там детям не ставят оценки, они не сидят за партами, свободно общаются с учителем-воспитателем, играют, читают сказки, поют песенки. Дети рисуют, лежа на полу, отвечают на вопросы, расположившись на коврике вокруг учителя. В западной начальной школе задача воспитателя – организовать игру, в которую было бы интересно играть детям, и в которой по ходу дела можно было бы усваивать полезные знания.

Для дошкольника ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра – дети играют в доктора и больного, в дочки-матери, в учителя и ученика в магазин и пр. В этих играх они осваивают правила социальной жизни, развивают свое воображение, умение подчиняться правилам, развивают навыки общения в разных ситуациях. Чем больше ребенок играет и сохраняет способность играть – тем лучше для его развития. Игра формирует в человеке все, что нужно для дальнейшей нормальной жизни – даже учебные навыки формируются в игре. Педагоги считают, что шестилетнего ребенка нельзя «приковывать» к столу, дети должны играть, рисовать, лепить и двигаться, развивать свои моторные навыки.

Так что, уважаемые родители, не спешите отдавать своих шестилетних детей в школу! Не лишайте их возможности наиграться!

А теперь с детьми, которые уже учатся в школе или собираются в школу, можно провести простенький тест. Взять лист белой бумаги, карандаши (можно цветные), ластик и попросить ребенка нарисовать школу и себя в школе. Полную расшифровку этого теста может сделать только специалист, но внимательные родители поймут по рисунку основное – хорошо ребенку в школе или нет. Большие размеры рисунка, применение ярких цветовых оттенков говорит о хорошем расположении духа ребенка, о раскованности, отсутствии напряжения и утомления, и если ребенок помещает себя в классе за партой вместе с другими детьми и учительницей, то значит, ему нравится роль ученика.

О том, с какими еще проблемами сталкивается ребенок в школе, и взрослые в повседневной жизни, поговорим в следующих статьях.

Автор статьи – психолог Анна Савельева.

Автор — Сергей Гриваченко

Источник