Нужно ли бороться с тщеславием

Нужно ли бороться с тщеславием?

Как приятно, когда тебя похвалят неожиданно! С детства  привыкаем мы к похвалам, и без них начинаем дискомфорт испытывать, вроде, как не хватает чего-то ласково щекочущего, сладенького. И выкручивает тщеславие, подбивая нас на хвастовство безмерное: может откликнется кто-нибудь и поймёт, какой ты умный, предприимчивый, знающий и погладит своим  восхищением. И зачем от него избавляться, если оно вызывает удовольствие!  Мы существуем, постоянно сравнивая, как сами живём и как живут наши знакомые, успехи свои и достижения других в воспитании или обучении, или приобретении, или познании и так далее. С нами всегда наше родное тщеславие или его отсутствие, что встречается, правда, значительно реже. Мир славы такой притягательный! Мы не проявили сами никаких исключительных способностей в науке, не умеем хорошо писать, петь, танцевать, играть в футбол, бегать, прыгать, плавать, но успех других завораживает, и так хочется постоять рядом с великими, прославленными, автограф приобрести, узнать про них пикантные подробности…

Родители тщеславные, не добившиеся в жизни успеха, переносят иногда свои устремления честолюбивые на детей, не учитывая состояние их психики: особую впечатлительность и умственную активность с одной стороны, быстрое истощение нервной системы и слабую выносливость с другой. Они тешат тщеславие достижениями и болезненно реагируют на неудачи, очень сильно травмируя своим разочарованием психику детскую, ведь в школьном возрасте именно родители являются предметом почтения, восхищения, поклонения.  Забывают взрослые, какими сами были в далёком детстве: каким яркими были краски, какими сильными – запахи, каким обострённым – чувство несправедливости, каким обидным – неуважение.

Всё забывают и думают, что с помощью давления добьются быстрых результатов, услаждающих тщеславие, надеясь на достижение успеха в будущем.Принимают они часто возрастную одарённость за исключительный талант («Он так грамотно составляет предложения»», «Он такой остроумный, у него особые способности к изучению иностранных языков»).  Не даёт тщеславие одуматься – всё новых успехов требует. Но слабеет с возрастом чувствительность – после пяти лет замедляется развитие речи, после девяти – ослабевает восприятие слов иностранного языка, ломается голос, ухудшаются иногда спортивные результаты.. Столкнувшись о осознанием, что никакого  особого таланта у ребёнка нет, тщеславные родители часто меняют  своё отношение к нему, проявляя безразличие к  «посредственности», иногда выплёскивая из-за несбывшейся мечты  своё раздражение оскорблениями. И страдают дети, очень сильно иногда страдают… Чтобы не было таких разочарований, надо бороться с чрезмерным тщеславием, дабы не перешло оно со временем в болезненное состояние. От любых проявлений «сверх меры» следует избавляться, и тщеславие – не исключение. Эту житейскую мудрость не забывали напоминать современникам древние философы: «Мера – наилучшее», «Ничего сверх меры».

А если у ребёнка действительно выдающиеся способности, и проявились они в раннем детстве, значительно опережая свой возраст? Очень бережно надо отнестись к этому явлению, не перегружая дополнительными заданиями и не выделяя из среды сверстников. Одарённость часто зависит от особенностей развития, и бывает, что незаурядные способности наблюдаются у детей не в раннем   детстве, а в среднем или старшем школьном возрасте. История знает четырёхлетних шахматных вундеркиндов (Хосе Рауль Капабланка, Самуил Решевский) и детей, научившихся игре в двенадцатилетнем, шестнадцатилетнем возрасте, добившихся выдающихся результатов (Михаил Ботвинник, Михаил Чигорин). Не  давайте развиться у себя и детей чрезмерному тщеславию,  оно отравит многие минуты ваших бесценных жизней! Прежде всего следует хорошо осознать, что оно не только не будет способствовать достижению желанного успеха, а наоборот –  может привести к серьёзным провалам, так как, огорчаясь, нервничая, высказывая в грубой форме недовольство, взрослые травмируют психику расстроенного неудачей ребёнка, доводя иногда до истерики. И будут в дальнейшем не раз происходить в его жизни срывы, и любые, даже не очень значительные стрессы могут серьёзно отразиться на здоровье.

Приструнить своё тщеславие и не дать ему властвовать можно выдержкой и самокритикой. Победы и поражения должны восприниматься как полезный жизненный опыт, и следует их только анализировать, определяя причины, причём никогда не хвалить за случайный успех. Положительный пример взрослых активно учит сдержанности и самокритике детей, что, несомненно, должно пригодиться им в будущем.  Не гоните с руганью свойства человеческие, только помните, что полезны они всегда в меру. Безмерное восхваление привести может к господству в душе тщеславия нежелательного.  И тогда становится оно патологическим, требующим бессловесного подчинения, не терпящим возражений, не уважающим чужое мнение. И может стать опасным для общества такой  человек на руководящей должности. И будет страдать народ, ему подвластный, проклиная тиранию культа личности – тщеславный сверх меры  правитель не выносит критики, не любит соперничества… Иногда начинающие литераторы хотят добиться известности, критикуя маститых корифеев. Им совсем не хочется серьёзно изучать их творчество, свои создавать произведения, они желают,  чтобы на них поскорее обратили внимание, потешили тщеславие. Думают, что достаточно рассказать о скандально-пикантных приключениях из жизни знаменитостей, секреты интимные выведать, взгляды политические высмеять, и покатится молва, ласкающая тщеславие: – Кто это такой отважный?  Смотрите, с каким отвращением он  всеми уважаемого маститого писателя облаял. Какой молодец!  Этот скандальный успех вместе с именем автора быстро забудется, но не вернутся назад минуты жизни бесценной, потраченной на утеху тщеславия. Помните про мозги «воблы вяленной» из сказки великого русского сатирика – «Уши выше лба не растут».Берегите себя и своих детей.

Автор — Виктор Покидько
Источник