Легко ли быть эгоистом? А вы попробуйте!
«Эгоист!» – это самое крепкое выражение, которое употребляет интеллигентный человек, когда хочет назвать другого интеллигентного человека нехорошим словом. Эгоизм – это универсальное обвинение, ибо попадает в цель почти всегда и вызывает у обвиняемого желание доказать обратное. Все мы знаем, что быть эгоистом стыдно. Но временами очень хочется. Тем более что вокруг полно других эгоистов, у которых зарплата выше, цвет лица лучше и место для парковки ближе.
Выбирая для себя в качестве жизненной концепции эгоизм, важно понимать, какие явные и скрытые опасности он может нести в нагрузку к хорошему цвету лица. Впрочем, если вы уже имеете аттестат зрелости, это означает, что большую часть пути эгоиста вы уже прошли. И ваша основная задача теперь – понять, где вы в результате оказались.
Врожденный эгоизм
Эгоистами не становятся, эгоистами рождаются. Точнее, абсолютным эгоистом, иждивенцем и паразитом является любое млекопитающее существо сразу от момента зачатия. Растущий эмбрион беззастенчиво использует ресурсы материнского организма, предлагая взамен лишь толчки пятками по ребрам изнутри. Цели плода – рост, развитие и рождение – оправдывают любые средства.
Природой задумано так, что человеческий младенец дольше всех прочих млекопитающих нуждается в родительском уходе, заботе и ласке. Как минимум до того времени, пока малыш не начнет перемещаться в пространстве самостоятельно, ему необходимо постоянное присутствие взрослого, способного обеспечить потребности младенца. Часто может показаться, что шестимесячный ребенок целиком и полностью подчинил себе всю семью, однако розовощекого тирана никто эгоистом не обзывает.
Оказывается, младенец – это беспомощное и беззащитное существо – как нельзя лучше подходит для того, чтобы удовлетворить одну из важных потребностей его родителей – потребность в заботе о ком-то. Эта потребность – заботиться – может сформироваться только у того человека, чьи другие потребности были вовремя и адекватно удовлетворены. Проще говоря, если о папе и маме, когда они были совсем маленькими, хорошо заботились их родители, то они, скорее всего, тоже станут хорошими родителями своим детям. Главное, чтобы эта забота не оказалась чрезмерной, ведь у детей, которых чрезмерно опекали и лишали самостоятельности в возрасте от года до трех, младенческий эгоизм продолжает цвести махровым цветом.
Те личности, которые сами или с помощью родителей решили остановиться на младенческой стадии развития эгоизма, обычно во взрослом возрасте производят впечатление людей инфантильных, не способных заботиться о себе в принципе. Внешняя зависимость от других на деле оказывается неосознанной манипуляцией с целью завоевать внимание окружающих и перепоручить заботу о себе кому-нибудь еще. Такие люди могут только принимать, практически ничего не отдавая взамен. Эти слабые и беспомощные создания могут быть милы, словно дети, и назвать их эгоистами просто язык не повернется. Однако назвать их самостоятельными и достойными членами общества язык не поворачивается тоже.
Наивный эгоцентризм
Когда ребенок покидает колыбель и начинает исследовать мир, в его сознании весь мир продолжает существовать только для него. Солнце светит, чтобы ему было тепло и светло, птицы поют, чтобы было весело, а сам малыш – несомненный центр вселенной. Период от года до семи лет проходит под знаменем эгоцентризма. Жан Пиаже, французский психолог, пристально изучавший детское мышление, обратил внимание, что оно в корне отличается от мышления взрослого. Если взрослый может довольно легко представить себя на месте другого человека, то ребенок до определенного возраста на это не способен.
Задача Бине о трех братьях наглядно демонстрирует эту особенность детского мировосприятия. Например, в семье три брата – Митя, Вова и Саша. Сашу спрашивают, сколько у него братьев. Он отвечает правильно – двое: Митя и Вова. Но если спросить его, сколько братьев у его брата Мити, то, как правило, следует ответ «один брат – Вова». Представить себя чьим-то братом ребенку сложно, для этого надо занять позицию другого. Умение «влезть в чужую шкуру» по-настоящему формируется только к школьному возрасту. Для дошкольника эгоцентризм – это творческий способ маленького человека справляться с хаосом и неуправляемостью мира. «Если все происходит из-за меня, то весь мир в моей власти, и только я могу его изменить!» – так может чувствовать себя четырех-пятилетний малыш. Каждый дошкольник в душе – Гарри Поттер.
Впрочем, умение поставить себя на место другого человека формируется не у всех на сто процентов. Особо одаренные дети часто вырастают в талантливых, но несколько эгоцентричных взрослых. Для них среда продолжает существовать как продолжение их самих. Другие признаки эгоцентрического мышления тоже сохраняются – одухотворение природы, наделение событий личным смыслом. Поэт станет поэтом, а художник художником именно благодаря тому, что все происходящее вокруг него как будто касается его лично. Самоуглубленность многих ученых часто становится сюжетом карикатур, но максимального развития эгоцентризм достиг в философском течении под названием солипсизм. Последователи этого течения провозглашают единственно существующей только свою собственную «внутреннюю» реальность, а весь мир – плодом своего воображения.
Спорить с солипсистами бесполезно, ведь они будут считать, что спорят с самими собой. Впрочем, метко брошенный на ногу солипсисту молоток заставит горе-философа отскочить и держаться от вас подальше. Это докажет, что перед вами психически здоровый человек. А вот если оппонент будет пытаться остановить полет молотка силой мысли или растерянно удивляться, как это он сам мог послать себе на ногу молоток, то держаться подальше надо будет уже вам самому. Крайняя степень эгоцентризма у взрослого человека – симптом многих серьезных нарушений психики. Так что если после прочтения статьи вы решите исповедовать солипсизм, лучше не ввязывайтесь в дискуссии на эту тему с психиатрами, которые всегда держат за пазухой специальный медицинский молоточек для таких случаев.
Не узнали себя в этих описаниях? Не спешите огорчаться! Один щелчок кнопкой мыши – и вы сможете найти для себя более подходящую разновидность эгоизма.
Автор — Светлана Панина