Культура чувств — что это такое?
Набор ли это стандартных приемов общения, регламентированные проявления симпатии, дружеского расположения, влюбленности? Или что-то более сложное?
В рассуждениях о природе человеческого чувствования, способах его проявления следует помнить, что при всей своей естественности и непринужденности оно проявляется в форме, предопределенной для него конкретным укладом бытия, нормами и правилами, в которых растут и воспитываются люди. Стыд, сдержанность, вежливость, сочувствие, вообще воспитанность – явления социальные.
Жители южных стран сочтут за невежество сдержанность в проявлениях радости и печали. По их представлениям, истинно горюет только тот, кто рвет на себе волосы и посыпает голову пеплом. А японцы считают верхом неприличия даже ближайшим родственникам оплакивать умершего человека. Все должны улыбаться, чтобы не огорчать своим горем других людей.
То же самое в проявлении любовного чувства: у разных рас, народов, племен и даже классов и социальных групп свои понятия, обычаи, привычки. В одно и то же время в одной стране, но в разных ее краях могут действовать разные законы, установки, обычаи, правила. В США долгое время в разных штатах были различные условия расторжения брака: в одних чрезвычайно строгие, в других – нет. И нередко граждане одного штата переезжали в другой, чтобы поскорее совершить эту процедуру.
Можно ли вообще выработать какие-то принципы, которые были бы одинаково восприняты в разных обстоятельствах? Ожидание абсолютно одинаковой реакции на одно и то же действие даже у очень близких по родству или воспитанию людей – труд напрасный. Скажем, вы не любите, когда кто-то вмешивается в ваши дела, и поэтому не спешите с вмешательством в дела своего друга. А тот без поддержки и сочувствия прожить не может. Ваше невмешательство, конечно же, будет расценено с его стороны как равнодушие, гордыня, даже эгоизм. Выходит, мы имеем дело с явлением противоречивым.
Специалисты по этике определяют культуру чувств как степень общественной развитости, «очеловеченности» чувств, «эмоциональный одухотворенности человека»; а сами чувства – как продукт жизненного общественного опыта личности, ее общения и воспитания. По их проявлению можно судить о воспитанности человека. Именно поэтому в разряд невоспитанных может попасть человек образованный, ибо культура не исчерпывается просвещенностью, она охватывает весь целостный духовно-нравственный мир людей.
Человек любит пылко, страстно, но умышленно притворяется равнодушным, чтобы не показаться дурно воспитанным, «некультурным». Ненавидит всеми силами души, но любезно улыбается и пожимает руки. Ведет себя так, чтобы никого не задеть за живое. А самый изысканный стиль поведения может оказаться покровом, под которым искусно прячется равнодушие и страх перед естественными чувствами.
Подлинная культура чувств – это осознанное стремление раскрыть, развить в себе все способности и возможности тонкого чувствования, чтобы обогатить свое бытие всеми красками, соцветиями и созвучиями земного мира, чтобы было чем поделиться с любимыми и близкими, со всеми, кто пожелает принять накопленные душой богатства.
Подлинная культура чувств – это душевная потребность сочувствовать, сострадать всему живому и сущему. Если нет такой внутренней потребности – никакие уловки и ухищрения не помогут скрыть душевную бедность. Человек будет выглядеть рыцарем на час, чьи «приличия», как чужие наряды, спадают при первом серьезном столкновении с жизнью. Как практически в ежедневном, ежечасном общении проявляется культура чувств?
Интонации, взгляды, жесты, улыбки, позы могут быть приятными или раздражающими независимо от того, кто, где и когда их демонстрирует. Грубый окрик, недоброжелательность, ироничные ухмылки – все эти внешние проявления сиюминутного душевного дискомфорта или определенного свойства характера не только не способствует взаимопониманию, сочувствию, но напротив, отталкивает одного человека от другого.
А самое главное – мешает этому хмурому, грубому, неуклюжему человеку увидеть людей без угнетающих шор.
А в качестве практических правил воспитания чувств можно было бы принять следующие:
встречать каждого человека как обещание чуда, как таинственного и прекрасного незнакомца;
отбирать и запоминать все, что когда-то и где-то показалось красивым, достойным подражания;
учитывать место и время для проявления тех или иных чувств. Несвоевременность и неуместность проявления даже самых благородных чувств – один признаков бескультурия;
учитывать и ценить не только сходные с нашими реакции и поведение, но и отличающиеся от них. Прежде всего, предусматривать различие по половому и возрастному признаку;
знать, что культура чувств утончает восприятие мира, а значит, делает нас более ранимыми, но одновременно и более стойкими перед испытанием, потому что помогает регулировать свои эмоции и находить способы залечивать раны.
Иначе говоря, культура чувств помогает нам не только любить истинно по-человечески, но и страдать по-человечески. А это – наиполезнейшая наука.
Ведь кто не умеет правильно падать, не научится достойно подниматься.
Автор — Наталья Вассерман