Куда уходит память детства? (Заметки о воспитании)
Существует красивая легенда: будто бы при рождении к ребенку прилетает ангел и касается пальцем его губ. После этого младенец забывает все, что было с ним в прошлой жизни. Мне кажется, что случай амнезии случается у многих людей еще раз: когда они становятся родителями. Прилетает, или приходит, стуча копытами, кто-то и лупит со всей дури по голове. После этого взрослый забывает, что когда-то был ребенком.
Другого объяснения я не нахожу…Как можно забыть?!
Что, к примеру, запугивание – метод формирования из ребенка невротика:
– Будешь орать – дядьке отдам!
– Вот сейчас вылезет крокодил и съест тебя!
– Слезь с горки сейчас же! Упадешь и сломаешь себе позвоночник!
Пугают милицией, больницей, вперемешку с Бабой Ягой и волком, обещаются закрыть дома и бросить на улице…Люди, вы себя-то слышите? Вспомните, как в детстве просыпались в холодном поту, с бешено колотящимся сердцем от ужаса, который только что привиделся? Всем детям снятся кошмары. Они приходят из реальной жизни, из угроз и непонимания устройства этого мира. А как боялись, что вас бросят, оставят, потеряют? А как страшно было впасть в немилость самому дорогому человеку на свете, потеря любви которого подобна смерти? Для ребенка любой страх – это страх смерти. В переводе на детский все угрозы звучат так:
– Не ходи – умрешь!
– Не шали – умрешь!
– Не кричи – умрешь!
– Будешь плохим – умрешь!
Вы грозите смертью вашим детям. Действенный способ воспитания, ничего не скажешь…
Как можно забыть радость обладания?! Все равно чем, главное, что оно – мое. Кукла с отклеившимися волосами, коробка с фантиками, колечки, колесики, камешки, ленточки, пробки, баночки от крема… Богатство, которое в одночасье исчезает после генеральной уборки. И тебе внушают, что это мусор, и нечего реветь, и вообще, пора учебой заняться. Или еще вариант – делись! С братом, который в гостях, с соседской девчонкой, которая в песочнице, с сопливым малышом, которому в поезд не взяли игрушку. А не поделишься – жадина! Вы что, не помните, как раздирало вас нравственное противоречие быть хорошим и собственное нежелание отдавать своё? А теперь, будучи взрослым, вы на самом деле считаете, что так можно воспитать щедрость?
Как можно забыть несправедливость взрослых истин, все многочисленные «надо», «должен» и «обязан»?
«Старших надо уважать» – и эту бабку из соседнего подъезда, которая стукнула палкой бездомную собаку, и шавка долго бежала по улице, отчаянно визжа?!
«Ты должен слушаться родителей» – даже когда тебе запрещают дружить с лучшим другом, объясняя, что он «из нехорошей семьи»?
«В комнате всегда должен быть порядок» – а если дело (рисунок, модель, замок, платье для куклы) еще не закончено, и вокруг лежат нужные листочки, ниточки, баночки, и вот эти обрезочки тоже очень нужны?
«В театр нельзя ходить в брюках!» – и мы перлись в тридцатиградусный мороз через весь город, натягивая на замерзшие коленки подолы пальто…
Как можно забыть горечь наказания?
– Не пойдешь гулять!
– Не получишь ничего на день рождения!
– В угол!
– Выйди вон!
– Дневник на стол!
Если бы Фемиде на чаши весов клали детские проступки и взрослые наказания, то у неё случился бы сколиоз. Детство не может быть совершенным: ходить парами в белых гольфиках, говорить спокойным голосом, не перебивать, играть правильно и складывать за собой игрушки. Вспомните, умоляю, вы же сами бегали, и пачкались, и орали, а когда пришел возраст – даже говорили матерные слова и рассказывали неприличные анекдоты, и в столе не убирались по доброй воле. Не каждый ребенок, который плохо учится в школе, становится рецидивистом и маньяком. И не стоит доверять пророчествам педагогов: Из него вырастет …! (Мне вообще кажется, что те, кого шарахнули по голове особенно сильно, становятся педагогами. Не все, конечно, есть здоровые исключения).
Почему мы верим больше бездетной Надежде Константиновне и заморскому доктору Споку, чем собственным воспоминаниям и чувствам?
Кроме кнута и пряника есть масса способов взаимодействия и влияния на ребенка. Можно, к примеру, говорить и задавать вопросы. Можно спрашивать его мнение и считаться с ним. Можно попытаться встать на его место и понять причину. Можно признать, что взрослые бывают не правы (и даже дураки встречаются порой). Можно любить и защищать своего ребенка, как бы на него не ополчился весь мир. Ведь если не вы, кто же его защитит?
«Доброжелатели» твердят: «Наплачешься! На шею сядет! Считаться не будет! Вырастет эгоистом!» и т.д. Я учителю: «Хочу, чтобы ему было интересно учиться». Она мне: «Заставлять надо и требовать». Вавилонская трагедия – непонимание. Время покажет.
Пока я довольна результатами своего воспитания. И своей памятью тоже довольна.
Ребенка можно заставить быть послушным, всем приятным, воспитать в нем вежливость и ответственность (читать: «пугливость»). Но нельзя заставить его быть счастливым. Что для вас важнее?
Говорят, память возвращается. Даже в самых безнадежных случаях. Особенно память Детства.
Автор — Ирина Шевцова