Кто такой подросток? Об уважении к тинейджерам
В психологии есть несколько вариантов названия переходного возраста (периода жизни человека, определяемого возрастом от 11-12 до 14-16 лет).
Этот возраст называют пубертатным, периодом полового созревания, тинейджерством, переходным периодом и т.д. Каждое из названий, в принципе, отражает его особенности. Делится он на две фазы: негативную (критическую, 11-13 лет) и позитивную (13-16 лет). К старшему подростковому возрасту расстановка приоритетов меняется, к 13-15 годам человек становится более взрослым и ответственным.
Этот период в жизни каждого человека выделяется своей критичностью только у цивилизованных людей. Проводившееся в полудиких племенах наблюдения показали, что для них проблемы переходного возраста практически не существует.
Прежде всего, нужно отметить, что возраст этот сложен не только потому, что «гормоны играют». Подросток вышел из того возраста, когда всё было понятно и устойчиво. Он был ребёнком, у него были любимые игрушки и игры, поведение и статус зависимой от родителей личности, точнее, ещё не совсем личности в полном смысле этого слова.
При переходе в пубертатный возраст подросток теряется. Он чувствует, что что-то изменилось, но не понимает, что конкретно. В этот момент хочется найти новые интересы, новых знакомых, и этот постоянный непрекращающийся поиск толкает подростка поделиться этим с самыми близкими людьми, он хочет рассказать всему миру, какой он неповторимый, единственный, уникальный. Да так оно, в общем-то, и есть.
Именно в подростковом возрасте возникает «пубертатный кризис». Процесс гормональной перестройки организма сопровождается постепенными изменениями физического облика и психической сферы. Важнейший признак переходного возраста – установление регулярной активности половых желёз, проявляющейся у девушек менструациями, а юношей – эякуляциями, а также фазовыми изменениями темпов роста, формированием свойственных полу пропорций тела и его вторичных половых признаков.
Возрастной переходный период, на протяжении которого в организме человека происходит сложная физиологическая перестройка, завершается достижением половой зрелости. Основной особенностью этого возраста являются резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Увеличиваются рост и вес ребёнка, у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 и заканчивается после 15 лет (иногда до 18), а у девочек «скачок» обычно начинается и, соответственно, заканчивается на два года раньше (дальнейший более плавный рост может продолжаться ещё несколько лет). Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела в общем. Интенсивный рост костей скелета, достигающий 6 см в год, опережает развитие мускулатуры и рост сосудов. Всё это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости и частым жалобам на боли в области сердца и грудной клетки (но от них, конечно, ни в коем случае нельзя отмахиваться, ведь не всегда боли в области сердца можно списать на пубертатный возраст). Дети ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
Изменения в интеллектуальной сфере приводят к развитию способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время многие подростки испытывают трудности в учёбе, она отходит на второй (в лучшем случае) план. Это бывает вызвано желанием, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к ребёнку, а как ко взрослому человеку. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию.
В период важных изменений формируется новое восприятие окружающего мира. Однако, еще не успев стать взрослым, подросток вдруг теряет преимущества, которые имеют дети. Вот тут-то и возникает дилемма: стать абсолютно независимым и наплевать на родителей и всех остальных или, напротив, полностью отказаться от своего мнения. Важно не упустить момент и суметь найти точку равновесия.
Подросток остро воспринимает систему категоричных правил и традиций общества и семьи. У него возникает потребность в независимости, необходимости самостоятельного принятия решений. Наступает время приобретения собственного жизненного опыта. Степень и быстрота взросления зависит от многих обстоятельств. Необходимость трудиться, заботиться о ближних значительно ускоряет процесс взросления. Когда появляется возможность получения заработка, появляется и определённая финансовая независимость. И, если при этом подросток не забывает об обязанностях перед семьёй, то его личностная концепция развивается максимально гармонично.
Подросток – уже не ребёнок, но ещё и не вполне сформировавшаяся личность. А для мира он – просто непутевый ершистый «подросток», «тинэйджер». Разве это справедливо по отношению к нему? Каждый человек в этот период меняется, и эту динамику изменений ему необходимо чувствовать, осознавать, как-то определять, и в этом ему нужно помогать.
Поддерживать начала самостоятельного мышления, помогать перешагнуть проблемы, возникающие при общении с окружающим миром, будь то учителя, одноклассники, лучшие друзья и заклятые враги, или, в конце концов, соседи, которые читают ему нотации за спиной родителей.
Да, подросток занимает неопределенное положение между детством и взрослостью, и ему трудно разобраться в себе. Но он он не просто «стадия развития», он индивид, личность, человек, способный самостоятельно решать многие вопросы, интересно рассуждать, чувствовать и творить наравне с окружающими. И стоит с уважением относиться к его мнению и «взрослым» мыслям.
Автор — Алан Паркер