Кто поможет переживающему горе утраты?
Рассказывают, что к одному из буддийских учителей привели немолодую женщину, утратившую во время стихийного бедствия всех родных и не желавшую более жить. Просветленный разрешил ей покончить с собой в том случае, если она найдет хотя бы одного человека ее возраста, который не потерял за жизнь ни одного близкого. Самоубийство не совершилось.
В наше время все специалисты считают утрату близкого человека (смерть, тяжелая калечащая болезнь, любовная драма, долгая вынужденная разлука) самым мощным из стрессоров, которые только может испытывать человек. Всеобщее поcтарение населения и обилие жизненных коллизий превращает горе в повседневную реальность. К сожалению, мы даже привыкаем к нему — как к грязи на улице, пьющей матери или сыну-двоечнику.
Однако по-настоящему ни к какой боли привыкнуть невозможно. Помимо тревоги и тоски, людей преследует мучительное чувство вины (не договорили, не извинился, не попрощался), постоянное мысленное проигрывание диалогов с ушедшим, дискомфортные сновидения. Постепенно невыносимое нервно-психическое напряжение из болезненного расстройства превращается в неосознанную личностную установку — своего рода «жизненный девиз» и начинает перестраивать «изнутри» поведение перенесшего беду.
Одни полностью отказываются от большинства видов активности по типу «обжегшись на молоке — дую на воду». Некоторые превращают свое жилище и самого себя в «мавзолей» идеализируемого прошлого с полным отказом от простых и естественных жизненных радостей. Кто-то становится завистливым мизантропом, постоянно недовольным и даже агрессивным ко всему окружающему. Многие идут по пути неприкрытого саморазрушения — алкоголь, разрыв всех прежних социальных контактов («напоминает о невозвратимом»), деструктивные культы и фанатичный мистицизм. Как помочь таким людям?
Обучение здравому и достойному (не удивляйтесь!) отношению к потерям и в первую очередь к смерти — задача на несколько подрастающих поколений, однако при внедрении психической культуры в широкие слои населения больше людей станут относиться к ней без страха и презрения — просто как к итогу жизни, памятуя строки Екклесиаста: «День смерти лучше дня рождения». Понимающие это уже сейчас могут поделиться своим опытом и чувствами с окружающими без излишнего трагизма и слащавости. В такой атмосфере страдающий не будет фиксирован на утрате слишком долго, конструктивно встроит ее в свой опыт и сможет сам помочь близким.
Помимо доброго и здравомыслящего отношения окружающих, на помощь пережившим сверхординарную утрату готовы прийти на помощь специалисты из сети «Телефонов доверия». В Петербурге, например, их существует несколько, в том числе и специализированных (для взрослых — 323-43-43, для подростков — 708-40-41, для девушек — 251-00-33, для зависимых от дурманящих веществ — 528-21-64). Телефоннное общение за счет «анонимности» собеседников легче позволяет выговориться, поделиться глубоко сокровенным, принять совет. Если в ходе телефонной беседы человек чувствует намерение и дальше работать над проблемой, он может записаться на прием в следующее подразделение кризисной сети — кабинет медико-психологической помощи (тел. 323-79-65, 437-37-37).Там работают бригадным методом психотерапевты, психологи, социальные работники. Страдающий может пройти серию индивидуальных или групповых психотерапевтических встреч.
Психотерапия как искусство «полезного разговора» облегчает естественно-психологическое протекание реакции утраты (паника — отрицание — поиск компромисса — успокоение), «очищает» ее от вторичных и не всегда верных умозаключений, позволяет ознакомиться с опытом других людей и получить «обратную связь».
Иногда собственно психотерапевтического вмешательства оказывается недостаточно, и тогда страдающему предлагается курс лечения в кризисном стационаре (клиника неврозов) или наблюдение психотерапевта (психиатра) по месту жительства (районные поликлиники и психоневрологические диспансеры). При этом к психотерапии подключается и психофармакологическое лечение (антидепрессанты и противотревожные препараты). Важным целительным фактором госпитализации является ограждение человека от травмирующей внешней обстановки, постоянно напоминающей о случившемся несчастье. В любом случае это обращение будет показано: если Вы немолоды и одиноки, если Вы пережили несколько утрат в течение короткого времени, если хочется утопить горе в дурмане, если совсем не хочется жить, если боль не отпускает Вас больше чем полгода или только усиливается со временем.
Трудно, почти невозможно дать универсальную рекомендацию перенесшему горе — слишком много глубоко личного и интимного заключено в каждой утрате. Однако, как и всегда, мощным источником поддержки страдающих являются проверенные временем ценности — мировые религии, классическая литература и музыка, творческое самовыражение (ведение дневника, рисование, стихи, рукоделие) и общение с природой. Главнейшим же целительным фактором будет присутствие рядом собеседника (будет ли это друг, врач или священнослужитель) — терпимого без фанатизма, сердечного без слащавости и здравомыслящего без цинизма. Вы — не одни на этом свете, и Вы имеете право на помощь.
Автор — Сергей Зиновьев