Какой он, средний ребенок

Какой он, средний ребенок? Порядок рождения в семье и характер

Средний ребенок трудно поддается описанию, потому что он одновременно является старшим для тех, кто родился после него, и младшим для тех, кто родился до него. Лишенный прав старшего и привилегий младшего, средний ребенок в детстве вынужден соревноваться с более умелым и сильным старшим, и более беспомощным и зависимым младшим.

Чем меньше разница в возрасте между детьми, тем сложнее положение среднего. В этом случае в своем поведении он колеблется между попытками походить на старшего и вернуться к роли опекаемого младшего. Считается, что чаще всего средний ребенок, который ближе по возрасту к старшему, по характеру будет больше похож на старшего ребенка, а если ближе по возрасту к младшему, то – на младшего. Для развития личности среднего ребенка влияние пола и возраста братьев-сестер очень велико.

Поскольку в зависимости от возраста, пола и количества братьев-сестер вариаций средних позиций много, то и характеристики среднего ребенка будут разными. Например, в семье из трех детей у среднего мальчика будут разные характеры в зависимости от того, растет ли он между братом и сестрой, между братьями или между сестрами. Если это сестра, то в тех же позициях ролевые характеристики уже будут отличаться от характеристик брата.

Если в семье растут дети одного пола, средний ребенок, особенно, если разница между рождением детей небольшая, будет получать меньше внимания и любви. Поэтому он вынужден сильно конкурировать с братьями или сестрами и пытаться любыми способами привлекать к себе внимание.

Когда все дети одного пола, средний ребенок оказывается в самом сложном положении. Ему бывает трудно найти способ утвердиться в семье, которая ориентирована на высокие достижения (в учебе, спорте, увлечениях и т.д.). Если старшие и младшие дети показывают высокие результаты в областях, где родители ждут достижений, то он может найти какие-то негативные способы самоутверждения и привлечения внимания родителей. Это может быть участие в дурных компаниях, криминальных действиях, злоупотребление азартными играми, алкоголем, наркотиками, курение, переедание… Такое разрушительное поведение может быть более выражено, если ребенок нежеланный и явно нелюбимый.

Если же средние дети любимы и поддерживаются хотя бы одним родителем, то конкуренция между детьми одного пола может вдохновить их на победу в конкурентной борьбе с братьями или сестрами.

Например, в семье выросли три сестры. Старшая и младшая были «мамиными» и больше были заняты женскими делами, средняя сестра росла папиной любимицей, больше помогала ему и в какой-то мере играла роль мальчика – умного, надежного, работящего, старательного. В итоге средняя сестра закончила институт, имеет семью, сыновей, в то время как другие сестры после школы не учились, старшая имеет дочерей, живет с алкоголиком, младшая несколько раз меняла мужей и осталась одна с двумя дочерьми.

Если же средний ребенок растет среди старших и младших детей противоположного пола, то он может стать любимым и избалованным в семье. Это единственная ролевая позиция среднего ребенка, когда он может получить больше любви и внимания. Обычно же, как показывают исследования, в многодетных семьях самыми любимыми являются только старшие и младшие дети.

Комфортным для среднего ребенка является и положение, когда промежуток между рождениями детей непосредственно перед и после его рождения – более 5 лет. В таком случае он имеет больше времени насладиться правом младшенького и получает таким образом больше любви, и это положительно влияет в дальнейшем на его успешность.

Очень важным качеством средних детей является их умение строить отношения и вести дела с различными людьми, дружелюбие, гибкость и склонность к компромиссам, выработанные в годы жизни в родительской семье. Они являются хорошими специалистами в областях, требующих общения, такта: дипломаты, секретари, парикмахеры, официанты, страховые агенты…

Кто для среднего ребенка является подходящим супругом, зависит от того, к какой ролевой позиции он ближе стоит: старшего, младшего или единственного ребенка.

Автор — Римма Дюсметова

Источник