Как реагируют на конфликты школьные учителя?
Детки растут быстро. И не только чужие, как гласит расхожая мудрость. Дошколята становятся школьниками и продолжают процесс обучения, начатый с самого рождения.
Большинство детей, переступающих школьный порог, уже усвоили азы урегулирования конфликтов и все чаще обращаются к словесным аргументам. В школе нет предмета конфликтология, но есть учителя, чей авторитет очень высок, а поведение — стандарт для учеников. То, как школьные педагоги реагируют на конфликты можно рассматривать как модель, которой будут следовать сегодняшние школьники в зрелом возрасте. Исследования показывают, что реакцию педагогов на конфликты можно разделить на шесть основных типов.
«Репрессивные меры» — их приверженцы заранее готовы отвергнуть без особых разбирательств все упреки и обвинения со стороны учеников и принять жесткие меры для того, чтобы наказать провинившихся.
«Игнорирование конфликта» — приверженцы такого типа поведения упорно «не замечают», что в «датском королевстве» что-то не так, все сомнения отметаются по причине того, что «этого не может быть».
«Ролевое воздействие» — стремление разрешить конфликт, но при этом «не уронить лица», подтвердить свой авторитет.
«Выяснение мотивов» — педагог пытается понять мотивы конфликта, прежде чем принимать какое-то решение.
«Стимул к собственному изменению» — конфликт воспринимается как сигнал, что в собственном поведении необходимо что-то изменить.
«Рефлексия» — необходимость поделиться переживаниями, размышлениями, оценками конфликта.
Как оказалось, более половины учителей, чьи профессиональные успехи, мягко говоря, сомнительны, приверженцы репрессивных мер. Шестая часть «неуспешных» педагогов стремится к замалчиванию конфликта и менее трех процентов пытаются выяснять причины.
Умом-то мы все понимаем, что разрешить конфликт лучше всего можно взаимными уступками, пойдя на компромисс. Но в начальной школе так ведут себя менее 15 процентов учителей. Зато более 85 процентов используют тактику диктата или опеки.
При возникновении конфликтных ситуаций между педагогами и учениками в двух случаях из трех учитель прибегает к внешнему пресечению и использованию наказаний. В половине ситуаций «провинившемуся» устраивают выволочку, мягко именуемую воспитательной беседой. А в каждом десятом случае никакой реакции не наступает, педагог просто не знает, как ему поступить и делает вид, что ничего не произошло.
Как видим, для школьных учителей главное — «держать марку». На это направлена их собственная оценка успешности труда. Если ученики беспрекословно подчиняются, значит, учитель ведет себя правильно. А плохой ученик — это, прежде всего, трудно управляемый.
Арбитражная модель разрешения конфликтов, преимущественно используемая в школе, предполагает мудрость и правильность решений учителя и… полнейшую неспособность детей самостоятельно решать свои проблемы.
К сожалению, существующая в школе практика часто ориентирует детей на неконструктивные формы разрешения конфликтов, их игнорирование и подавление, поиск правых и виноватых, на стремление защитить себя и обвинить другого. Учитывайте это, дорогие родители. Даже если вы тоже учились в школе. Удачи.
Автор — Алексей Норкин