Как и зачем был создан Институт сказкотерапии?
Возможно, это самое необычное научное учреждение в мире – Институт сказкотерапии.
Он существует уже почти десять лет. Хотя… сказки-то тысячелетиями воспитывали, передавали жизненные знания, развивали, поддерживали культурно-историческую связь поколений.
Поэтому психология рано или поздно не могла не обратить свой благосклонный взгляд на этот феномен. Тем не менее, сказкотерапия, о которой уже шла речь в одной из статей, оказалась гораздо моложе большинства методов практической психологии.
Зато, хоть и занимались анализом сказок мировые корифеи К.Юнг, Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхайм – и не только они, метод комплексной сказкотерапии сформировался в России. Дело здесь не только в тех фундаментальных наработках, которые были созданы В.Проппом и др. В советские времена отечественные специалисты испытывали неизбывный профессиональный «голод» в ограниченном методическом круге из-за многочисленных табу, обусловленных идеологическими догмами, которые отрицали значимые постулаты «буржуазной психологии». Их частокол был смят в годы перестройки и воспоследовавших за ней бурных политических, государственных, общественных процессов.
Жадно набросившись на возникшие вдруг возможности легального использования психо- и трансактного анализа, гештальта, психосинтеза, бихевиорализма, роджеровской гуманистической терапии, самоактуализации по Маслоу и т.д., практики устроили настоящее «пиршество», которое не могло не привести к естественным последствиям «переедания», стоически пережитым до того, как состоялся более сознательный выбор методов.
Вот тогда-то с легкой руки Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, талантливого психолога и энергичного организатора, группа подвижников решила синтезировать достижения мировой психотерапии в «сказочном» формате как наиболее приемлемом для российской ментальности. Началось создание теоретической базы и полигона для практики, в результате которого в Санкт-Петербурге был учрежден Институт сказкотерапии (1998).
Его создатели шутят, что появление этой структуры было предсказано в отечественной фантастике: ведь был же у Стругацких и НИИЧАВО – Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства («Понедельник начинается в субботу»), и НУИНУ – Научный универсальный институт необыкновенных услуг («Чародеи»).
А что значит «комплексная сказкотерапия»?
Во-первых, это психологическая диагностика, коррекция и профилактика, что называется, «в одном флаконе». Во-вторых, речь идет о целостном восприятии личности, т.е. о таком подходе, когда психологические проблемы не вычленяются в качестве автономных объектов для воздействия, а рассматриваются как проявляющиеся аспекты внутренней дисгармонии, и, следовательно, ведущей целью взаимодействия в сказкотерапевтической практике является развитие через гармонизацию внутреннего мира человека, – что, пожалуй, самое главное.
Это принципиально важно в процессе формирования психики ребенка и подростка, поскольку обеспечивает ненасильственную помощь в кризисные возрастные периоды и мягкую позитивную настройку в межкризисных ситуациях. Это не менее актуально для взрослых, накопивших в жизненном опыте систему стереотипов, корни которой зачастую так же тянутся «из детства».
Чем же занимается Институт сказкотерапии? Теорией и практикой, конечно. Проводится исследование мифов, сказок, фольклора, влияния метафор на развитие личности; индивидуальные и групповые консультации; обучение специалистов. Выходит много интересных публикаций. Привести их полный список не представляется возможным, но удержаться от упоминания хотя бы части невозможно:
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия».
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко «Тренинг по сказкотерапии».
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б.Кудзилов «Властелин чудес» (настольная игра).
А.В.Гнездилов «Музыка рассвета. Терапевтические сказки».
Имена этих авторов имеют заслуженный авторитет в психологическом сообществе, а труды – весьма и весьма полезны, так что советую почитать.
Автор — Валентина Пономарева
Источник