Как зрячие воспринимают людей, лишённых зрения

Как зрячие воспринимают людей, лишённых зрения?

Тот факт, что большую часть информации об окружающем мире мы воспринимаем зрительно, думаю, известен всем. Наверняка многие из нас более или менее отчётливо представляют себе жизнь без речи (жизнь немого человека), жизнь без слуха (глухоту), без рук или ног, на инвалидной коляске. Гораздо сложнее представить себе жизнь без зрения — слепоту. Нет, пожалуй, выразилась я не очень точно. Представить слепоту не то чтобы трудно, сложность состоит в попытке вообразить незрячего человека, не прозябающего, не «существующего», а живущего полноценной жизнью.

Сказать, что при отсутствии зрения мир покажется таким же целостным, ярким и прекрасным, а пребывание в нём ничуть не усложнённым, значило бы покривить душой. Несомненно, трудности есть при восприятии окружающего незрячим человеком, есть они и при восприятии инвалида по зрению окружающими людьми.

Последний аспект (восприятие слепого человека зрячими) уже затрагивался в одной из статей данного цикла, а именно, говорилось о том, какие ассоциации у нас вызывает незрячий, слепота, о том, какими возможностями, по мнению зрячих, обладает человек, лишённый зрения.

Есть и другая сторона обсуждаемого аспекта: как зрячие люди воспринимают незрячих, какие отношения на психологическом уровне пронизывают это восприятие. Вам, дорогие читатели, последняя фраза показалась туманной? Сейчас поясню свою мысль.

Ход рассуждения некоторых зрячих людей может быть таков: если восемьдесят процентов информации воспринимается только зрительно, следовательно, слепой человек обладает лишь оставшимися двадцатью процентами, которые, в свою очередь, без прочей большей части информации фактически теряют значение, следовательно, незрячий человек — это неосведомлённый либо плохо осведомлённый человек, следовательно, легко предположить его несмышленость, недальновидность суждений и даже скудоумие, а то и слабоумие.

Некоторые незрячие, не хочу никого из них обидеть, не очень хорошо управляют своей мимикой, жестами, позой тела. Конечно, вины в этом нет, но почему-то у зрячих искажённость или полное отсутствие непроизвольных мимических реакций прочно ассоциируется с неполноценным умственным развитием.

Ещё один момент необходимо выделить: для человека, способного видеть, особенно важен зрительный контакт с собеседником. Незрячий же подобного контакта предоставить не может и не может на него откликнуться. Это происходит из-за того, что он (незрячий) либо постоянно смотрит вниз, либо его глазные яблоки находятся в хаотичном движении (плавают), либо он всюду носит тёмные очки, скрывающие явный дефект глаз.

В связи с практической невозможностью поддерживать с незрячим человеком контакт посредством взгляда часто возникают обидные, абсурдные, глупые, порой курьёзные ситуации.

Например, если инвалид по зрению приходит куда-либо с сопровождающим (в госучреждение, в магазин и т.д.), то собеседники (продавцы, работники учреждения) стремятся прежде всего обращаться именно к сопровождающему, говорить с ним.

В таком случае сопровождающий может тактично указать на то, что обращаться следует непосредственно к незрячему, с которым он пришёл. Ответом на это замечание бывают удивлённые, непонимающие, насмешливые взгляды собеседника (в зависимости от воспитания и хорошего тона).

В подобных ситуациях человеку, лишённому зрения, становится обидно от осознания того, что собеседник принимает слепоту за барьер, через который не проникнут слова, мысли, идеи, если нет зрительного отклика.
Нередки случаи, и я сама тому свидетель, когда преподаватели обращались не к ученику или студенту, а к его зрячему помощнику. Преподавателям, видимо, было невдомёк, что сопровождающий может не знать о школьных или институтских заботах и делах «подопечного» незрячего.

Вызывает лишь грустную горькую улыбку факт: зрячие люди не представляют себе, как это человек, лишённый зрения, любит смотреть кино, телевизор, ходить в театры, кинотеатры. Бывало, знакомые меня спрашивали: «Что ты можешь понять в этом фильме, когда тебе никто его не комментирует, не разъясняет?»
Вопрос, в принципе, разумный, ведь на слух понимаешь далеко не всё, но достаточно, чтобы уловить общий сюжет и смысл.

Некоторые в своих представлениях о незрячем человеке сравнивают его с новорождённым котёнком, натыкающемся на каждый угол и стену, не способным никуда самостоятельно пойти, что-то приобрести, приготовить еду, не говоря уже о том, чтобы быть профессионалом в какой-либо области. Развеивать мифы о своей, якобы, беззащитности, беспомощности должны сами незрячие, тогда окружающие станут воспринимать их более адекватно, как личностей, как ярких индивидуальностей.

Автор — Маргарита Мельникова 
Источник