Как в творческом общении с природой осознать и принять свой характер

Как в творческом общении с природой осознать и принять свой характер?

Для того чтобы творчески подойти к жизни, совсем не обязательно быть поэтом, художником, фотографом или режиссером. Парадоксально, но часто люди этих профессий забывают, что такое творчество. Ремесло, овладение техническими приемами, удачное копирование чужих образцов – на самом деле всё это имеет довольно отдаленное отношение к творческому процессу.

Что же это тогда такое – творческий подход? Это осмысленный взгляд на мир, на самого себя, на свою самобытность, это уникальная реакция на окружение именно в соответствии со своей индивидуальностью. Это желание и умение сделать что-то по-своему, в соответствии со своим характером.

Характер человека может быть, если выражаться проще, меланхолическим, холерическим, сангвиническим или флегматическим. Это самые древние его определения, данные еще Гиппократом. Точнее, это можно назвать темпераментом, врожденными свойствами, которые входят в состав характера, являются как бы его основой, на которую «нарастают» личностные особенности. Каждый человек своеобразно, индивидуально реагирует на мир в соответствии со своим характером, отражая себя в своих реакциях, своем взгляде.

Природа, с ее растительным и животным миром, подобна человеку – она многогранна, содержит в себе все стороны и способна отразить все, что есть в человеческой душе, на все намекнуть, сделав скрытые душевные движения осознанными, видимыми в первую очередь для самого себя. Поэтому так легко спроецировать на нее свои собственные особенности, увидев их как бы вовне, ощутить их близкими самому себе и принять их.

Когда флегматик гладит своего сонливого, добродушного кота, внешне скупого на проявление чувств и эмоций, он невольно отмечает эти качества, родственные своей душе, такой же медлительной, несуетной и органически неспособной к резким и четким движениям. Погода ему может понравиться устойчивая, безветренная, в которую можно неспешно прогуливаться, спокойно фотографируя то, что привлекает его внимание. Ему может показаться, что, к примеру, дуб похож на него своей основательностью, устойчивостью и невозмутимостью, а крот, подобно ему самому в работе, проявляет упорство, настойчивость и прилежание в рытье бесконечных нор под землей.

Холерик в порывистом ветре, в буйных движениях ветвей, в быстром и страстном беге собаки, преследующей кошку, признает особенности своего характера. Его импульсивность будет сродни активной охоте хищного зверя, энергично нападающего на жертву. В нервном и сильном потоке горной реки будут явно просматриваться холерические «безудержные» черты. Резкие перемены в настроении, неуравновешенность, и быстрая истощаемость нервной системы, присущие холерику, могут отзеркалиться в стремительной шквальной грозе, с грохотом грома и яркими вспышками молний. Картины холериков обычно бывают экспрессивные, полные огня и резких линий.

Подвижность, легкость, веселость, уравновешенность – черты сангвиника. Эти люди необыкновенно близки природе своей естественностью, отсутствием сложных размышлений, некоторой простотой и слегка поверхностностью восприятия. Лето, жаркое и богатое на разнообразные события и меняющиеся впечатления – их время года. «Это дерево похоже на меня, – может сказать сангвиник про липу, – она такая же уютная, не большая и не маленькая, душистая в пору цветения и ласковая для пчел. Как и я, легко принимающий всех людей с их достоинствами и недостатками». А обезьянка, выразительной мимикой, быстротой реакции напомнит ему собственные черты характера. Смена сезонов, приносящих перемену в природе, также мила душе сангвиника, не терпящего однообразия и скуки.

Легко ранимый меланхолик, пребывающий часто в тягостных раздумьях, увидит свою грусть и печаль в осенней, смурой погоде, как бы отражающей его собственные колебания, собственные пессимистичные мысли. Лирические хайку, сочиненные в длинных прогулках, отразят его внутренний мир, настолько созвучный уходящим в небытие мелькающим дням. Грустная, утонченная березка, склонившая веточки к земле, лиричная и нежная, напомнит ему собственную эмоциональную ранимость, застенчивость, слабость и астеничность телосложения.

Природа принимает в себе все, не отвергая, – и яростные вьюги, и скучную осеннюю хмурь, и невыносимую порой жару, и ясные теплые дни, и весеннее оживление, и осеннее угасание – все как у человека, живого, принявшего себя как есть и не заталкивающего себя в «прокрустово ложе» несуществующего «идеального» характера, которого попросту не бывает.

На самом деле современная характерология классифицирует характеры людей гораздо подробнее:

– сангвинический (синтонный) характер (циклоид);
– напряженно-авторитарный характер (эпилептоид);
– тревожно-сомневающийся характер (психастеник);
– застенчиво-раздражительный характер (астеник);
– педантичный характер (ананкаст);
– замкнуто-углубленный (аутистически) характер (шизоид);
– демонстративный характер (истерик);
– неустойчивый характер;
– смешанные (мозаичные) характеры.

Творчески отмечая родственные, близкие себе и своему видению явления природы – по-своему, сообразно своему уникальному характеру, выделяя их на фотографиях, в записях, в музыке – можно начать увлекательное путешествие вглубь самого себя и искусства.

Автор — Марина Шляпина 
Источник