Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы? «Чувство пола» у детей в нетрадиционных семьях

Однополые семьи, а также одинокие родители, принимая решение подарить жизнь ребенку, сталкиваются с рядом вопросов, касающихся формирования у ребенка так называемой гендерной идентичности и гендерной социализации.

Гендерная идентичность – это осознание принадлежности к мужскому или женскому полу, а гендерная социализация включает в себя присвоение черт, характерных для женского или мужского пола в данном конкретном социуме.

Проще говоря, перед родителями стоит вопрос: как в «нетрадиционной» семье воспитать в сыне мужественность, а в дочери – женственность? Станет ли ребенок, воспитываемый в однополой семье, гомосексуалом? Сможет ли сын, растущий без отца, стать «настоящим Мужчиной»?

Дополнительную путаницу в эту и так непростую тему вносят широко распространенные в обществе стереотипы («мальчик без папы обязательно вырастет маменькиным сынком», «мужчина без женщины никогда не сможет воспитать девочку», «однополые родители показывают плохой пример, они не дают детям выбора, а поэтому дети никогда не будут счастливы» и так далее).

Еще большая путаница происходит в сфере понимания – а кто же он такой, настоящий мужчина? Какая она – настоящая женщина? Ведь с развитием социума гендерные роли становятся все более размытыми: и мужчины, и женщины все больше отходят от традиционного понимания «исключительно мужских» и «исключительно женских» характеристик, появляется все больше свободы в возможностях реализации себя в разных сферах деятельности.

Сейчас мы знаем, что мальчики – плачут, а девочки могут проявлять себя не только на уроках кройки и шитья. И становится понятным, что традиционный подход к воспитанию («мальчик должен быть сдержанным и не проявлять своих чувств, а девочка должна быть кроткой и покорной») более не работает, так как не соответствует потребностям современного общества.

Будущие родители, выбравшие «нетрадиционный» способ жизни, не понаслышке знают о том, как болезненно может быть столкновение с социумом в плане «традиционных ценностей». И именно такие родители лучше других знают, как тяжело, но важно выбирать свой собственный путь, руководствоваться собственными ценностями и честно отвечать себе на вопрос «кто я?».

Лучшее, что может подарить родитель ребенку, – возможность выбирать, кто он и каким ему быть, при непременной поддержке на пути становления его личности. Конечно, ребенку важно видеть разные проявления «мужского – женского». Мама может быть нежной и ласковой, но одновременно с этим уверенно вести свой бизнес и, например, с удовольствием играть в баскетбол – но при этом оставаясь точно женщиной и совершенно точно – матерью.

Отец может принимать важные решения, строго требовать послушания в нужных моментах и легко приготовить ужин – при этом оставаясь стопроцентным мужчиной и отцом. Ребенку важно понять, что и мужчины, и женщины бывают разными, и нет «среднестатистического» или «правильного» эталона.

Разнообразие гендерных моделей поведения поможет ребенку расширить возможности выбора, согласно его личным пристрастиям и интересам, поможет ему лучше сориентироваться в мире и принять, что люди – разные, и он имеет право быть таким, какой он есть, и это – нормально.

А ненормально, в свою очередь, – жестокость, нетерпимость, грубость и так далее. Именно доверие к себе, понимание себя и уважение к своим особенностям, к своим индивидуальным (внимание: не только «половым», но и личностным) отличиям поможет сформировать у ребенка тот «стержень», на который он сможет опираться в жизни. Ведь куда лучше опираться на себя и собственные ресурсы, чем на социальные стереотипы, которые чаще мешают жить, чем помогают.

Стереотипы прошлого не соответствуют сегодняшней действительности. Так, исследования показали: предубеждение о том, что родители-гомосексуалы обязательно воспитают гомосексуально ориентированных детей – ложно, так как процент детей-геев в однополых семьях ровно такой же, как и в гетеросексуальных.

Разница лишь в том, что детям, воспитывающимся в гомосексуальной семье, психологически проще принять собственную идентичность.

Автор — Анна Прицкер
Источник