Стоит ли подходить строго к воспитанию аккуратности в ребенке?
Не знаю, как в других семьях, а дети в нашей семье аккуратностью не отличаются. Когда младший брат учился в первом классе, мне иногда приходилось проверять у него уроки. Наблюдала как-то в его тетрадке по математике сверху страницы выведенную каллиграфическим почерком учительницы надпись «будь аккуратнее», и ниже – старания моего брата.
Он все-таки наделал исправлений ручкой, потом вспомнил, что надо быть старательней и начал стирать помарки ластиком. Ничего не получалось, тогда он для пущего эффекта послюнявил ластик и, конечно, протер дырку. Это его не смутило, он вырезал из альбомного листа заплатку и приклеил на дырку. И начертил синей пастой клеточки.
Это был шедевр! Но учительница повела себя крайне непедагогично и влепила ему двойку за неопрятность. Брат сегодня уже девятиклассник. Так и не научившись быть аккуратным, он до сих пор этот эпизод вспоминает с обидой – ведь он так старался.
Когда мы со старшим братом были маленькими, мама работала пионервожатой. К воспитанию аккуратности подходила по-пионерски творчески. Сделала плакаты с рядом картинок, на которых было изображено, как ребенок делает зарядку, чистит зубы, завтракает, переодевается после школы, моет руки, выносит мусор и так далее. Под каждым рисунком был приклеен кармашек, куда мы вкладывали закладку после того, как выполняли соответствующее изображению на картинке действие. Это было интересно. Тому, кто выполнял всё и быстро, полагалось поощрение. Помимо этого, у нас было принято, что детская комната – это именно комната детей. В ней было необязательно каждый вечер убирать игрушки. Можно было устроить невообразимый бардак, а с утра встать доиграть.
В семье мужа с дисциплиной и аккуратностью было все очень строго. Встал с дивана – сразу поправь сбившийся плед. Моешь деревянные полы в подъезде – мыть поперек, протирать вдоль. В детской комнате стоял большой платяной шкаф и комод, в котором хранились вещи всех членов семьи: детская комната не была личным пространством ребенка. И это притом, что жилплощадь безболезненно позволяла выделить полноценную детскую комнату.
И сейчас, когда у нас, выросших в таких разных семьях, есть общая дочь, неизбежно возникают споры о границах дозволенности для ребенка. В моем понимании, двухлетнему ребенку можно делать все, что не представляет опасности для его жизни. Хочет мазюкать руками кашу по столу – пусть мазюкает, хочет рисовать на стене – пусть рисует, хочет носить ведерком воду из одной лужи в другую – пусть носит. Муж, убежденный мною в том, что это способствует развитию, смирился и даже не возражает против подобных экспериментов. Но все равно его, видимо, гложут некоторые сомнения в правильности воспитания, когда он смотрит, как дочь сжимает творог в кулачке и с интересом разглядывает, как он просачивается через пальцы.
Поэтому, стараясь избежать ситуаций, при которых мама разрешает что-либо делать, а папа это же запрещает, мы с мужем пытаемся не противоречить друг другу. И стараться организовать время и пространство дочери так, чтобы ей самой было интересно быть аккуратной. Поясню.
Я где-то читала, что для укоренения привычки у взрослого человека, необходимо 40 дней. То есть если вы в течение сорока дней будете заставлять себя что-то делать, на 41-й это станет привычкой. Так вот дети, мне кажется, настолько больше любят постоянство, чем взрослые, что даже сорока дней для них много. Поэтому, если что-то завести за правило, ребенок сам, без напоминаний, будет соблюдать установленный порядок. По крайней мере, в случае с нашей Тоней это срабатывает.
Ее консерватизм позволяет наладить режим дня и включить все необходимые элементы. Например, вечерний ритуал засыпания. Это должно быть именно ритуалом. Свыкшись с последовательностью: игрушки устали и хотят спать, давай их уберем — «Спокойной ночи, малыши!» — горшок — ванна — пижама — и мама споет тебе про мишку, она сама тащит меня умываться. Но и про мишку приходится петь обязательно. Пять раз кряду.
Самостоятельность – очень «удобное» качество. Когда опаздываешь, а ребенок решает сам застегнуть молнию на куртке – это, конечно, сплошное мучение. Но применять это качество в воспитании аккуратности очень даже можно. У Тони есть своя полка для обуви, сделанная из картонной коробки, и своя вешалка для курточки. И она сама, когда заходит с улицы раздевается и ставит ботиночки на свою полку. Ну и так далее.
Я, конечно, не уверена, что при моем таком нестрогом подходе к воспитанию, Тоня вырастет аккуратной. Потому что педагогические изыски моей мамы, честно говоря, оказались намного менее эффективны, чем строгость свекрови. И, как результат, муж намного организованнее меня (как-то неловко написать «аккуратнее меня»). Но, несмотря на то, что я не всегда педантично раскладываю вещи по местам, мои нынешние отношения с родителями гармоничны и не омрачены воспоминаниями об излишней строгости. На это, собственно, надеюсь и я, воспитывая дочь.
Автор — Наталья Веселая
Источник