Полезны ли для детей современные мультики? Часть I.
Многие родители считают, что самый простой способ «отвязаться» от ребенка – включить ему телевизор с мультиками. Комментарии к моей статье – лишнее тому подтверждение. Слов нет. Большинство малышей как приклеенные сидят возле «ящика», включенного на какой-либо «Jetix» или «Nickelodeon». Их интерес к бесконечной череде красочных «живых картинок» западного происхождения неподделен. Казалось бы, эффект достигнут, можно успеть и супчик сварить и еще что-либо полезное сделать. Но берегитесь, эффект может оказаться сиюминутным и повлечь за собой проблемы более серьезные, чем нестиранные носки.
Поступая подобным образом, родители, говоря языком менеджмента, «делегируют полномочия». Кто читал детям книжки полвека или век назад, рассказывал сказки, по ходу отвечал на вопросы? Правильно, родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Они передавали подрастающему поколению часть себя, свое мировоззрение, свою культуру. Растили себе подобных, действиями своими подтверждая пословицу: «Яблоко от яблони недалеко падает».
Мультик – та же сказка или книжка, только картинки в ней двигаются и разговаривают. И сказку эту вашему малышу «рассказывает» не бабушка и не дедушка, а неизвестный «дядя» с неизвестным вам характером и мировоззрением. Кому родители доверяют самое драгоценное, чем обладают — собственных детей? Попробуйте «убить» какое-то время на «бесцельный» просмотр детских мультяшек. Разберитесь, о чем «рассказывает» «дядя» и какая польза вашему ребенку от такого рассказа.
Сказка формирует в детском сознании фундамент, на котором он будет строить свое понимание мира и взаимоотношений. Образы добра и зла, друзей и врагов, женщины-матери формируются на основе поведения сказочных героев.
Проанализируйте женские образы современных мультфильмов. Даже в красивых и внешне мягких диснеевских лентах образ женщины лишается романтического ореола. Мультяшные героини формируют в сознании девочки стереотип этакого эмансипированного, резкого и жестокого поведения. Девальвируются и высмеиваются традиционные женские качества – застенчивость, бескорыстие, скромность. И даже материнство перестает быть важным, показывается как неизбежный физиологический процесс. Мальчики получают первый урок того, какой должна быть женщина. К этому образу, как к идеалу они будут стремиться всю свою жизнь.
Можно предположить, что мультик просто отражает то, что происходит в нашей жизни. Возможно. Но авторы активно применяют специальные приемы, направленные не просто на отражение на экране реальности, а воздействующие на неокрепшую психику. Причем, реальность отходит на второй план, в головы мальчишек и девчонок вбивается нужная кому-то поведенческая модель.
Дети реагируют на яркие краски. Именно ими раскрашены «положительные» герои. От начала фильма и до самого конца детский взгляд прикован именно к главным героям, цвет не дает возможности отвлечься. Все, что делает главный герой, фиксируется, отмечается как положительное и запоминается.
Но к несомненно положительным поступкам образца для подражания «незаметно» подмешиваются некоторые «особенности». Например, выражение ярости на лице и агрессивный оскал зубов у цыганки из «Горбуна из Нотр-Дама», драки Жасмин из «Аладдина» и принцессы-тролльши из «Шрека».
Подобные «мелочи» готовят ребенка к демонстрации садизма и издевательств в чистом виде. Плакали ли ваши дети, просматривая «Шрека», когда дуэт принцессы и птички заканчивается гибелью последней, «случайным» взрывом? Уверен, что нет. Не для этого старались авторы мультфильма. Эпизод показан очень весело, но по сути это красочно прорисованное убийство.
Может быть, кого-то взволновала судьба птичьих яиц из осиротевшего гнезда? Впрочем, что тут мелочиться, птички-то все равно уж нет. Можно «проявить учтивость» и приготовить своим спутникам легкий завтрак – аппетитно шипящую глазунью. На фоне таких событий надувание воздушных шариков из лягушек кажется уже совсем невинным развлечением.
В сказке о царевне-лягушке невзрачное земноводное превращается в добродетельную красавицу. «Шрек» демонстрирует метаморфозу прямо противоположную, но замаскированную весельем и красками от поверхностного взгляда.
О других «незаметных особенностях» современных западных мультфильмов поговорим в следующей части статьи.
Автор — Алексей Норкин
Источник