Как жить с детьми? Часть 1
Главная проблема, возникающая в связи с детьми, – это как с ними жить. При воспитании детей проблема заключается во взрослом, а не в ребёнке. Одно из лучших средств для улучшения состояния ребёнка – это добрый, уравновешенный взрослый с любовью и терпимостью в сердце.
Воспитывая ребёнка, вы в первую очередь уделяете внимание тому, чтобы обучать его, не ломая при этом его личность. Вам нужно вырастить ребёнка таким, чтобы вам не приходилось контролировать его. Вам нужно, чтобы он полностью владел собой в любых обстоятельствах. От этого зависит насколько хорошим будет его поведение, его физическое и душевное здоровье.
Дети – не собаки. Детей нельзя «дрессировать», как дрессируют собак. Дети – это не вещи, которые можно контролировать. Дети – и давайте не будем упускать этого из виду – это мужчины и женщины. Ребёнок – это не какой-то особый, непохожий на человека вид животного. Ребёнок– это мужчина или женщина, просто он ещё не полностью вырос.
Любой закон, применимый к поведению мужчин и женщин, применим и к детям.
Как бы вам понравилось, если бы вас тянули, толкали, если бы вами помыкали и не позволяли делать то, что хочется? Вы бы возмутились. Единственная причина, по которой ребёнок «не возмущается», заключается в том, что он мал. Если бы с вами, взрослым человеком, кто-то обращался так, как обычно обращаются с ребёнком, – приказывал, противоречил, проявлял неуважение,– вы бы показали ему, где раки зимуют. Ребёнок не даёт сдачи лишь потому, что он ещё мал. Вместо открытой борьбы он пачкает пол, прерывает ваш послеобеденный сон, нарушает спокойствие в доме. Имей он равные с вами права, он бы не стал так «мстить». Подобная «месть» – это типичное для детей поведение.
Самоопределением называется состояние, в котором человек по своему собственному выбору может находиться или не находиться под контролем своего окружения. В этом состоянии человек уверен в себе и в своей способности контролировать материальную вселенную и других людей.
Ребёнок имеет право на самоопределение. Вы скажете, что он причинит себе боль, если позволять ему ронять на себя вещи, выбегать на дорогу и т.д., и т.п. Почему же вы, будучи взрослым, вынуждаете этого ребёнка жить в таком окружении, которое может причинить ему боль? Если он ломает вещи, это не его вина, а ваша.
Ласка и любовь ребёнка сохраняются лишь до тех пор, пока он может действовать на основе самоопределения. Мешая ему делать это, вы в какой-то степени мешаете ему жить.
Право ребёнка принимать самостоятельные решения нарушается всего по двум причинам: это происходит из-за хрупкости и опасности окружающих его вещей и из-за вас. Вы поступаете по отношению к нему так же, как это делали по отношению к вам, независимо от того, что вы думаете по этому поводу.
В такой ситуации у вас есть два пути. Создайте для ребёнка такое окружение, в котором он не сможет ничего разрушить и не сможет нанести себе серьёзного повреждения, окружение, которое не слишком сильно ограничит его собственное пространство и время, и предоставьте ему там свободу. И научитесь настолько терпимо относиться к ребёнку, что ваша терпимость восполнит его незнание того, как сделать вам что– то приятное.
Если вы дали что-нибудь ребёнку, это принадлежит ему. Это больше не ваше. Одежда, игрушки, помещение – всё, что было ему дано, должно оставаться исключительно под его собственным контролем. Он рвёт свою рубашку, разваливает свою кроватку, ломает свою пожарную машинку. Это не ваше дело. Вам бы понравилось, получив подарок на Новый год, потом выслушивать день за днём, что с ним следует делать, и даже подвергаться наказаниям, если вы обращаетесь с ним не так, как считает нужным тот, кто его подарил? Вы бы растерзали дарителя и уничтожили подарок. Вы знаете, что вы бы так и сделали. Ребёнок терзает вам нервы, когда вы поступаете с ним подобным образом.
Это месть. Он плачет. Он докучает вам. Он ломает ваши вещи. Он «случайно» разливает молоко. И он намеренно ломает именно те вещи, с которыми его столько раз просили аккуратно обращаться. Почему? Он борется за своё самоопределение, за своё право владеть вещами, за своё право влиять на то, что его окружает. Эти вещи – один из каналов, по которым им могут управлять. Так что ему приходится бороться и с вещами, и с тем, кто им управляет.
Несомненно, некоторых людей воспитывали так плохо, что они считают контроль идеальным методом воспитания детей. Если вам хочется контролировать ребёнка, просто доведите его до полной апатии, и он будет так же послушен, как любой загипнотизированный полоумный. Если вам хочется узнать, как управлять ребёнком, купите книгу по дрессировке собак, назовите ребёнка Рексом и сперва обучите его приносить брошенную палку, потом «сидеть», а потом просить еду. Вы можете выдрессировать ребёнка таким образом. Безусловно, можете. Но тогда не кляните судьбу, если он вырастет кровожадным преступником.
Конечно, трудности будут. Ребёнок – это человек. Вам придётся нелегко, ибо человек стал царём зверей лишь потому, что его невозможно было одолеть как вид. Человека, в отличие от собаки, трудно вогнать в состояние покорной апатии. Собака принадлежит человеку, потому что человек обладает самоопределением, а собака нет.
(Продолжение следует.)
© 2010 Прикладное Образование СНГ*. Все права защищены. Выражается искренняя благодарность L. Ron Hubbard Library (Библиотеке Л. Рона Хаббарда) за любезное разрешение воспроизвести отрывки из защищённых законом об авторских правах работ Л. Рона Хаббарда. Опубликовано в России.
_________________________________________________
*Прикладное Образование (Applied Scholastics) – это международная некоммерческая ассоциация, которая была основана в 1972 году группой преподавателей, и использует в своей деятельности работы известного просветителя Л. Рона Хаббарда в области образования и воспитания детей. Она объединяет более 750 школ, центров по обучению взрослых, местных групп, репетиторов, действующих в 66 странах мира.
Отрывок из статьи Л. Рона Хаббарда