Как живут подопечные в детских домах Германии

Как живут подопечные в детских домах Германии?

В Германии число детских домов, интернатов и приютов очень невелико. Я расскажу об опыте работы детского дома города Бонна. Основанный в 1960 году, единственный в этом городе, он в настоящее время финансируется органами местной власти, коммуной. Вместе с тем, поступают финансы субъекта федерации, а также пожертвования частных лиц и организаций в виде денег, билетов (в театр, в кино, в спортклубы, зоопарк), школьных письменных принадлежностей и прочее.

Немного об истории этого детского дома. Он был создан богатыми людьми для сирот и «детей улиц». В попечительский совет входило 5 человек, которые составили завещание. По нему каждый год определенная сумма переходит на счет каждого из 50 подопечных. Несмотря на то, что сейчас детский дом муниципальный, завещание имеет свою силу.

Кроме того, изменилась само направление помощи. Если раньше ребенка надо было накормить, предоставить теплое помещение и чистую одежду, то сейчас в современном немецком обществе требуется индивидуальное воспитание каждого подопечного в соответствии с требованиями времени. Ему нужна поддержка и психологическая помощь.

В 80-е годы XX века было построено новое здание детского дома, не в центре города, а на его окраинах, рядом с лесом. При этом здесь все деревянное, что особенно ценится в Германии в соответствии с одним из немецких методов воспитания, где не должно быть ничего металлического. По словам замдиректора, не все детские дома находятся в таком хорошем состоянии.

Детдом имеет несколько отделов и корпусов. Он напоминает мини-отель или студенческий городок. Так, он делится на 4 «отдела».

Первый, общежитие для воспитанников. Как правило, до 16-18 лет. Ведомство по делам детей, семьи и молодежи города выделяет на группу, состоящую из 10 человек и воспитателя, 210 евро в неделю. Группа распределяет сама финансы на покупку продуктов, а то, что остается, могут тратить на себя.

Второй, жилищный и воспитательный корпус, – для тех, кто живет дома с родителями, но во время ссор или кризисов приходит и временно остается. Может быть и другая ситуация, родители не хотят воспитывать своих детей или им некогда, поэтому они отправляют своих детей добровольно. Сотрудник дома сообщил, что есть дети и обеспеченных видных людей, включая политиков и бизнесменов.

Подтверждение тому служит тот факт, что если ведомство по делам молодежи признает, что семья в соответствии с ее доходами может позволить выделять средства на ребенка из собственного бюджета, оно не выделяет средств детдому на этого воспитанника. Т.е. если ребенок из социально-неблагополучной семьи или сирота (1 %), то город может на 100 % оплачивать его пребывание в детдоме. В других случаях родители должны платить 130 евро в день.

Воспитательная работа проводится не только с детьми, но и их семьями. Родители могут прийти и рассказать о своих проблемах. Они знают, что здесь получат консультацию и помощь компетентных специалистов.

Третий, «интенсивный отдел» для тех, кто испытал кризис и оказался в трудной жизненной ситуации, подвергся изнасилованию, избиению и прочее, дети-беженцы, и те, кто находится в психологическом кризисе, дети, которые попали в приемную семью, но смогли в ней остаться по разным причинам. Здесь больше всего детей и групп.

Сами воспитанники всего детдома очень осторожно и внимательно относятся к тем, кто проживает в этой группе. К таким ребятами нужен особый подход, так как дети и подростки очень эмоциональные, гиперактивные, агрессивные, пережитое ими осталось до сих пор в памяти. Ведь именно в этой группе находятся те, кто увидел собственными глазами, как убивают их родителей на войне в Африке, а также в других горячих точках.

Как дети из таких стран попадают в Германию? Родственники или друзья семьи, где погибли родители, а порой и сами родители, на последние деньги покупают билет на самолет в один конец – ФРГ, и отправляют ребенка. В Германии не могут найти никаких документов, выяснить обратного адреса и прочее, и тогда такие дети попадают в детдом. Для многих родителей это единственный шанс спасти их ребенка и обеспечить лучшее будущее, чем там, откуда он родом. В связи с этим так много информационного материала в журналах, газетах, на телевидении о бедственном положении детей в странах «третьего мира» и о необходимости оказать им помощь. Эта острая тема активно обсуждается немецкими властями.

Четвертый отдел, для детей и подростков – инвалидов. По оценкам немецких специалистов, принцип работы в Германии с детьми с умственной отсталостью и другими психическими отклонениями существенно отличается от американских методов и форм. Немецкий спектр более широк и разнообразен. В частности, у каждого ребенка специальная мебель, ванна, все необходимые гигиенические средства. Спортивный инвентарь и помещения позволяют непосредственно в детском доме проводить лечебную гимнастику и вести необходимые занятия. Дети-инвалиды со всеми здоровыми детьми наравне посещают школу, классы смешанные. Дети-инвалиды чувствуют себя абсолютно «нормальными», ходят на все мероприятия и их никто не в чем не ущемляет.

Все дети посещают школу. Ежедневно школьный автобус отвозит детей в школу и привозит обратно. Между прочим, водитель этого автобуса – солдат срочной службы.

Всего в этом доме более 220 человек. В каждой группе 12-15 детей, хотя рассчитано, что должно быть не более 8-10. Мальчики и девочки в одной группе. В качестве персонала на одну группу 4 сотрудника и 1 практикант. Работают по сменам: с 6 до 14, с 14 до 20, с 20 до 6 часов, включая праздники и выходные дни. Кроме того, могут прийти все желающие и оказать помощь детям.

Заметим, что в Германии очень распространено добровольно и без вознаграждения проходить практику в социальной сфере. Для немецкого общества – это как долг перед гражданами своей страны. Кроме этого, это также престижно. Как говорят сами местные граждане, к таким добрым людям особое отношение. Интересно и то, что процентное соотношение между мужским и женским полом практикантов одинаковое.

Каждый день воспитанники детского дома вместе с воспитателями расписывают себе распорядок дня по часам. Поэтому в кабинете у воспитателя всегда висит расписание каждого ребенка независимо от возраста по часам на неделю. Он знает точно, где подопечный, с кем, что делает.

Постоянный персонал детдома г. Бонна имеет дипломы социальных педагогов, воспитателей, медицинской сестры, психологов. Они пользуются большим уважением в обществе, так как заботятся о детях и инвалидах. Ведь, как говорят сами сотрудники», «так много дискриминации по отношению к инвалидам», «да и на нашу зарплату семью не прокормишь». Хотя в действительности, по европейским меркам, зарплата очень даже высокая и льгот больше: отпуск большой – 30 дней, 13-я зарплата, выходные на новогодние праздники.

У каждого воспитанника детского дома есть своя комната, которую он обставляет и «разрисовывает» в буквальном смысле по своему усмотрению. Так как каждый воспитанник получает деньги от государства, частью он может распоряжаться сам. Поэтому у многих есть свой телевизор, магнитофон. Если воспитанник хорошо учится, то, получив стипендию, он может купить не только одежду, обои и шторы, но и телевизор. Интересно, что старшие воспитанники могут закупать продукты вместе и готовить еду. На каждом этаже специально построена кухня со столами, стульями, домашней утварью. Кстати, если они не хотят обедать на кухне, могут пройти в «гостиную» или комнату отдыха, где стоит телевизор, уютный диван с креслами. Уборку комнат и кухни осуществляют самостоятельно. В детдоме царит чистота и порядок.

Все, кто старше 14 лет, могут выехать в город и ходить по магазинам, в кино, к друзьям и даже на дискотеки. Единственное правило, они должны быть в своей комнате не позже 22 часов вечера.

Поражает то обстоятельство, что, несмотря на национальные антитабачные, антиалкогольные и антинаркотические программы и муниципальные кампании в Германии, в детском доме официально разрешается пить пиво и вино с 16 лет в своей комнате, а водку и виски – с 18 лет.

Руководство применяет гуманные меры воспитания: разрешено проводить и весело отмечать с друзьями праздники, приглашать знакомых, однако надо ставить в известность. Одним словом, воспитанники чувствуют действительно себя как в нормальных семьях, как дома.

Как долго могут находиться дети и подростки в детском доме? По словам воспитателей, максимум два года. После этого многие подростки переезжают в квартиры. Они их снимают, город продолжает им помогать. Сначала они находятся под наблюдением, а потом по необходимости им предоставляются консультации и пр. Многие возвращаются в семьи, т.к. не только социальные работники города, но и специалисты детского дома работают с такими семьями. Известно, что такие семьи также находятся под наблюдением и родители знают, что дети также могут заявить о своих правах и подать в суд на них. Некоторые остаются на продолжительное время, а позже город им предоставляет другие формы и условия проживания.

Кроме того, адаптация в обществе проходит легко, многие создают семьи (большинство живет гражданским браком), находят работу, путешествуют.

Таким образом, если в России перед выпускниками детских домов остро стоит проблема включения в социум, они испытывают трудности в профессиональном самоопределении, браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, то в Германии организуются новые формы образовательных учреждений и социальная защита предусматривает организацию помощи детям и подросткам после выхода из детского дома.

Более подробно см. Калинкина М.Ю. Как живут подопечные в детских домах Германии? (на примере детдома г. Бонна). // Детский Дом. январь-март 2007. № 1 (22). С. 22.

Автор — Марина Калинкина
Источник