Как выбирать книгу для ребенка-дошколенка?
Как только мой старший сын научился садиться, я отправилась к книжным лоткам – пришло время знакомить ребенка с литературой. Пускай даже детской и с картинками. Затею мой малыш воспринял с энтузиазмом – «вирши» в мамином исполнении слушал регулярно и с удовольствием. Поэтому мы купили еще одну книгу, и еще, и еще… Пока не поняли, что книжицы как будто бы разные, а вот картинки какие-то одинаковые. Словно созданы из одной основы-матрицы.
И подозрения были не напрасны, когда выяснилось, что персонажи, начертанные компьютером, действительно кочуют от книги к книге. Но нам еще повезло. А вот знакомые умудрились купить ребенку азбуку, где черным по белому были примерно такие строки: «Разбойник отравился и с горя утопился». Коротко и ясно.
Уразумев, что издательская индустрия шагнула далеко вперед со времен моего детства (а может, назад?), а книжные лотки завалены дешевым ширпотребом, я стала очень придирчиво относиться к выбору литературы своим детям. Переплачиваю за качество, но ничуть не жалею о потраченных деньгах. Делюсь наблюдениями.
От рождения
Как только малыш научится хватать предметы (четыре месяца), можно покупать ему книжки-развивалки – из клеенки для ванны, тряпичные с различными кармашками, пищалками, рельефными вставками. Кстати, такую книжку можно сделать и самому – если умеете управляться со швейной машинкой и обладаете энным количеством разных тряпочек. Эти книжицы развивают мелкую моторику, но читать их вы, конечно же, не будете.
В то же время, в продаже есть много картонных книжек с различными рельефными вставками (например, животик у щенка из меха), шариками, закладками и мелодиями. Однако внимание! В производстве музыкальных аксессуаров у нас прекрасно преуспел Китай, а эти производители ничуть не заботятся о шумовом сопровождении – от агрессивных синтетических мелодий малыш может попросту расплакаться.
1-3 года
Предупреждаю: не все дети любят читать в таком возрасте. Старшего сына мы познакомили с книжками месяцев в восемь, а вот младший предложения почитать яростно игнорировал, пытаясь изорвать картон в клочья. Тем не менее, первое знакомство с миром литературного слова должно происходить где-то в районе года. И в это время у ребенка появляется острейшее желание рвать бумагу. До книг он тоже доберется, уж можете мне поверить.
Но здесь наши производители не сплоховали – придумали книги с картонными листами. Они, конечно, тоже не вечны, и частенько сдаются под натиском малышневой тяги к познанию, но все же не так быстро, как просто бумага. Редко, но случается, эти книги даже передаются по наследству братьям-сестрам. Их и рекомендуем, однако с оговоркой – смотрите на рисунки и тексты. Беспроигрышный вариант – сочинения Владимира Сутеева, который и рисовал, и писал тексты. Благо, его сейчас стали издавать немало и довольно часто – с картонными страницами.
Малышам очень нравятся народные песни и потешки. Просто удивительно, как они затихают, слушая бессмертные «Ладушки». Даже если народные тексты кажутся вам примитивными, потешки придутся очень кстати. Особенно с рисунками Юрия Васнецова.
В этом возрасте можно купить детям книжки-игрушки: со страницами-паззлами, карманами, окошками. Например, издательства «Белфакс». Мы в свое время приобрели книгу, из страниц которой можно было сложить кольцевую железную дорогу, а по ней пускался маленький (сантиметра четыре) инерционный паровозик. Он в действии вот уже четыре года. Увы, такие книги недешевы, но вы не пожалеете о том, что купили их.
К концу второго года малышу можно предлагать книги с обыкновенными бумажными страницами. Стихотворения, потешки, короткие сказки – все, что малыш сможет запомнить и пересказать. Пока в связке «рисунок-текст», первый должен перевешивать в объеме.
3-6 лет
В этом возрасте малыш уже умеет слушать. Поэтому картинок становится все меньше (но они не должны исчезнуть!), а полезного текста – все больше. У малыша появляются первые энциклопедии, только правильные буквари (с правильными картинками). Тексты усложняются. Одни мои знакомые родители принимались даже читать своей дочке «Алису в стране чудес». Честно говоря, я в детстве эту книгу ненавидела и своим детям ее не читаю. А вот «Маленького принца» Экзюпери – очень даже. Со взрослыми комментариями, конечно.
И еще. На книжной полке у вас наверняка уже много детских книг. Пускай ребенок сам выбирает, что же ему почитать. Даже если вы не разделяете его вкусов. Дети – самые большие консерваторы. Они не устают от одной и той же книги. Прочитав одну-две страницы, вы можете предложить ему свое, более серьезное, произведение.
Так что удачного вам выбора и приятного чтения!
Автор — Катерина Богданова
Источник