Все ли детские конструкторы одинаково полезны?
Традиционно конструкторы считаются прекрасной развивающей игрой. По идее они должны развивать воображение, пространственное и абстрактное мышление, а также мелкую моторику. Конструкторы воспитывают усидчивость, прививают ребенку навыки трудовой деятельности. Не игрушка, а кладезь достоинств.
Вот только есть конструкторы и… конструкторы. Одни из них решают весь набор поставленных задач, другие – только часть, а третьи могут не справляться ни с одной. И возникает закономерный вопрос: как правильно выбрать конструктор для ребенка? Какой из всего многообразия, предлагаемого магазинами, окажется максимально полезным?
Если рассматривать конструкторы с точки внешних достоинств, то на одном конце шкалы оказываются модные и современные конструкторы Lego, а на другом – кондовые наборы металлических деталей a la made in USSR. Для ребенка хочется выбрать самое лучшее, и если выбирать из этих двух вариантов, на каком стоит остановиться?
Те, кто проголосовал за Lego, опустите руки – вы неправы. Как ни странно, именно не слишком привлекательный внешне, сделанный по старому образцу конструктор является наилучшим. Именно он выполняет весь набор функций, решает все необходимые задачи.
Играя с таким конструктором, ребенок может не только создавать, конструировать какие-либо предметы, пользуясь инструкцией, но и дать волю фантазии. Из простенького на первый взгляд набора перфорированных металлических полосок получается множество разнообразных предметов. Мосты и подъемные краны, автомобили, Эйфелева башня, гиперболоид инженера Гарина, кукольный домик, гараж – все, что душе угодно.
Кроме того, соединение деталей выполняется с помощью болтов и гаек. То есть старое, доброе винтовое соединение, на котором держится весь инженерный мир. Мальчик, играющий с таким конструктором, способен быстро освоить практически любую техническую работу. Винтовое соединение деталей конструктора плавно приводит к замене розетки в комнате, прокладки в кране, строительству теплицы на даче, ремонту бытовой техники – можно сказать, что конструктор старого образца воспитывает самостоятельных и самодостаточных людей, которые способны и сделать ремонт в квартире, и построить дом, и даже посадить дерево.
А вот соединение деталей Lego очень удобно, доступно, но далеко от реальности. И собрать из этих деталей можно только то, что указано в инструкции. Нет, особо упорные дети, да еще с техническим складом ума, ухитряются собирать автомобили из набора для космической ракеты. Но как быть тем, кого природа обделила изначальной технической смекалкой? Тем, кому подобную фантазию нужно развивать? Такие дети собирают то, что изображено в инструкции, и на этом успокаиваются.
Конструктор Lego требует минимум фантазии, он предлагает все уже готовое, да еще и тщательно разжеванное. Думать – не обязательно, фантазировать – не требуется. Бери и пользуйся. Самостоятельно решать задачу не нужно. Она уже решена, осталось только взять готовое решение.
Одного не отнять у Lego: мелкую моторику и усидчивость он развивает отлично. Но эти же задачи благополучно и успешно решает старый металлический конструктор, справляясь по ходу дела еще с десятком. А цена, между прочим, отличается в разы. В пользу старого конструктора – он гораздо более бюджетный.
Но мир конструкторов разнообразен, и в нем есть место не только изысканному Lego и учебно-познавательному металлическому набору. Да и не для всех возрастов подходят такие конструкторы.
Для самых маленьких «инженеров» предлагаются простейшие наборы кубиков – отличный, проверенный временем вариант. Если же дополнить кубики различными сборными пирамидками, то развивающий эффект будет усилен.
Замечательные деревянные наборы, из которых можно строить целые города, подойдут юным архитекторам. Старые добрые кубики с буквами – тем, кто учится читать (а заодно с такими кубиками можно играть в слова, развивать мелкую моторику, фантазию, чувство равновесия и так далее).
Для детей более старшего возраста «прописаны» конструкторы-модели. Корабли, самолеты, автомобили и прочая техника – мало того, что они выполняют обычные для конструкторов функции, но еще и помогают изучать историю. Поэтому желательно не просто покупать ребенку очередную модель для сборки, но еще и соответствующую литературу, где рассказывалось бы о корабле (автомобиле, самолете, вертолете, танке и т.д.) такого типа. В этом случае модель будет еще и прививать навык чтения и пользования справочной литературой – очень полезно для общего развития и получения образования.
Выбирая для ребенка конструктор, определитесь – для чего именно вы его покупаете. Какие задачи должна решать игрушка. Каковы склонности вашего ребенка (например, если он – любитель архитектуры, то и конструктор должен быть соответствующим). А если ваш ребенок – фантазер с творческими наклонностями, то ему можно предложить «конструктор» другого типа. Например, набор пластики.
Из пластики можно создавать множество различных предметов, композиций. Из нее можно делать цветы, разнообразные фигурки, бижутерию. Низкий цветочный горшок, заполненный песком, позволит создать из пластики великолепный пейзаж для украшения интерьера, где по зеркальному озеру, окруженному деревьями (из пластики), поплывут лебеди (из пластики), а за деревьями взметнет шпили средневековый замок (из пластики). Небольшой аквариум, немного гальки на дно – и вот уже над затонувшим пиратским бригом (из пластики) плавают разноцветные рыбки (из пластики), колышутся водоросли (из пластики)…
Будьте внимательны, покупая ребенку конструктор. Не все конструкторы одинаково полезны, но если вы сделаете правильный выбор, то не только обеспечите вашего ребенка занятием (чтоб сидел молча и не мешал вашим делам), но и максимально поспособствуете его развитию. А может, и поможете выбрать путь в жизни.
Автор — София Варган
Источник