Домашние роды. …А дома – лучше? И если да, то чем?
Возможно, кому-то это покажется странным, но перед животными в естественных условиях вопрос о выборе места для родов не возникает никогда. Точнее, о месте возникает, о выборе – нет. Ну, не может зверь выбирать, где бы вырыть нору для будущего потомства. Место ему подсказывает инстинкт; именно он, а не «осознанный выбор» заставляет самку находить наиболее уютное и безопасное место для детенышей.
В отличие от животных у нас осознанный выбор есть, мы можем силой собственного разума, а не инстинкта, определить, что лучше для нас и наших будущих детей. Но всегда ли это срабатывает – давайте попробуем порассуждать.
Надо сказать, что осознанный выбор, продиктованный индивидуальными пристрастиями в таком деле, как роды – сравнительно новое явление. До этого самка человека ничем не отличалась от любого другого вида млекопитающих и инстинктивно находила для рождения ребенка какой-нибудь отдаленный уголок пещеры, свободный от нашествия крупных хищников и дававший ей ощущение безопасности.
Позднее те, кого не обманул инстинкт, создали то, что можно назвать культурной традицией.
И хотя сами традиции и поверья, связанные с приходом в мир нового человека, могли отличаться от местности к местности достаточно сильно, общим было доверие к ним. В традиционном обществе роженица не выбирала самостоятельно место для родов, а принимала то, что предлагала ей культура.
Сегодня культура предлагает будущей маме нечто принципиально отличное – свободный выбор.
Можно выбрать роды традиционные, хотя уже мало кто понимает, что это такое. Можно пережить это прекрасное и важное событие в люксовой палате с высокоточными датчиками, контролирующими каждую секунду состояние мамы и малыша. Можно решиться на «соло роды» или наоборот, взять с собой мужа, маму, подругу. Можно остаться дома и пригласить «духовную акушерку».
Вариантов достаточно. И выбирать приходится не инстинктом, а разумом. Естественно, не одной. Поскольку количество людей и организаций, заинтересованных в определенном выборе будущей мамы уже не поддается исчислению.
И вот с интернет-страниц несутся призывы в адрес будущих мам: «не ходи в роддом» (вообще или какой-то конкретный, не суть важно!) – «там опасно!» «Не рожай дома – там еще опаснее!» В подтверждение приводятся примеры один другого страшней. В итоге такого выбора можно задуматься о выборе какого-нибудь другого шарика, на котором можно было бы спокойно жить.
Но по счастью, такое невозможно.
Как впрочем, и осознанный выбор места родов. Конечно, найдутся спорные аргументы, но, тем не менее, хочется повторить еще раз: для женщины, которая ждет ребенка, такого выбора нет. Пел когда-то «Сектор газа»: «Залетела – выбирай: аборт или роды» – вот и весь выбор, который доступен женщине в такой ситуации. И те, кто сделали выбор в пользу появления на земле нового человека, из системы рациональных выборов на время выпадают. Недаром про рассеянность беременных, их чрезмерную ранимость и нелогичные поступки даже анекдоты ходят. Хотя именно эти черты и являются нормальными для женщины в таком положении: гормоны и инстинкт продолжения рода руководит ее поведением.
И именно инстинкт гонит некоторых будущих мам подальше от родильных домов с их бьющими в глаза лампами, лязгом металлических инструментов и персоналом, не скрывающим своего безразличия к личности роженицы и ее судьбе.
Инстинкт призывает следовать природе, а в природе ни одно живое существо не производит на свет себе подобных среди шума, суеты, напряженной атмосферы. Инстинктивно женщина ищет в этот момент тишины, приглушенного света, возможности сосредоточиться на своих ощущениях. Обстановки, сравнимой по интимности с моментом зачатия, а может, даже более интимной.
Но вот ведь незадача: помимо своей природной стороны, мы еще и культурные люди, не можем без культуры, хотя не всегда это осознаем. И потому, кроме реализации инстинктов нам, особенно в подлинно экзистенциальные моменты, хочется совпадать с традицией. А традиция домашних родов в нашем обществе практически безвозвратно утеряна. Потому мы никак не можем быть уверены, что соглашаясь на домашние роды, получим именно то, чего ожидаем.
То есть, гипотетически можно попробовать. Остаться дома, пригласить «духовную акушерку», и ну его на фиг, этот роддом. Правда, существо, что придет к вам под видом «духовной акушерки», может оказаться бесноватым и напрочь лишенным мозгов. Так иногда бывает, к сожалению. Можно не сойтись с «духовной акушеркой» биополями. И тогда разница между роддомовским: «много вас тут ходют, рожают» и духовным: «ты не можешь подключиться к космической гармонии, поэтому твой ребенок не хочет рождаться на свет» покажется незначительной и не стоящей риска. Хамство – оно везде хамство.
Разница разве что в том, что «духовная акушерка» – человек свободный в отличие от ненавидящих свою работу «мясников из роддома». И если что пойдет не так, как ожидалось, «духовная акушерка» с полным правом развернется и уйдет, растворится как привидение. А роддомовские – люди подневольные, будут спасать до последнего.
Но выбор роженицы определяет даже не это. Главное здесь именно отсутствие выбора: раз находишься на девятом месяце беременности – выход из этой ситуации один: рожать. А все эти родственники на родах, «духовные акушерки», знаменитые и не очень врачи – не больше и не меньше, чем группа поддержки.
Если будущая мать это понимает, она не станет заморачиваться антуражем, а выберет себе в «группу поддержки» адекватных, порядочных профессионалов, способных на многое, самых лучших, которых позволят финансовые и другие обстоятельства.
А теперь давайте подумаем, что в этом случае может служить гарантом надежности выбора.
Не последнее обстоятельство – возможность заключить договор, имеющий юридическую силу. Если говорить о домашних родах, с правовой точки зрения такой договор не может быть ничем регламентирован. Не существует у нас в стране официального медицинского сопровождения домашних родов. Запретить никто не может, равно как и русскую рулетку, но сопроводить нормативными актами этот процесс невозможно.
В то время как, договариваясь с роддомом, при желании можно хоть шампанское в родзал заказать в качестве дополнительной услуги. Не говоря уже о возможности анестезии и прочих вмешательств.
И даже если никакой договор с роддомом не был заключен, роженица и родственники могут повлиять на врачей в случае необходимости. А это иногда бывает жизненно важно.
Когда я сама лежала в роддоме, соседка по палате поведала мне историю своего рождения. К ее отцу, ожидавшему в коридоре, обратилась врач, принимавшая роды с вопросом, кого спасаем, мать или ребенка. На что мужчина возразил, что спасать придется обоих, поскольку он родственник известного в городе начальника и если кого-нибудь потеряют, то потеряют и работу. Это был блеф. Но, может быть, именно он помог делу. И хотя у мамы моей соседки в анамнезе был порок сердца, врачи поменяли концепцию и совершили чудо, спасли и мать, и ребенка, возможно, не без влияния находчивого отца.
На «духовную акушерку» повлиять нереально. У нее связь с космосом и свои представления о естественном отборе. К тому же она – лицо неофициальное. И в случае неблагоприятного исхода ответственности не несет. Рабочее место потерять тоже не боится, оно у нее повсюду. Так что бояться следует скорее роженице. Если роды пойдут нестандартно и закончатся гибелью ребенка, ее могут обвинить в преднамеренном убийстве, в то время, как сам факт присутствия во время родов «духовной акушерки» еще надо будет доказать.
Выводы делайте сами.
Удачных вам решений и осознанных поступков!
Автор — Леся Перышко
Источник