Соционические дихотомии
С 80-ых годов 20-го века сначала в научном, а потом и в околонаучном обиходе распространилось представление о межполушарной асимметрии мозга. Начало таким представлениям было положено исследованиями С. Спрингера и Г. Дейча[1]. Нынче такие представления просочились уже и в журналы для домашнего чтения. Пожалуй, эти представления можно признать уже чем-то тривиальным. С точки зрения этой концепции у правшей левое полушарие головного мозга человека мыслит дробно, а правое – целостно. Тогда же обнаружилось, что у каких-то людей преобладают в мышлении конкретные образы, а у каких-то – абстрактные понятия. Для объяснения таких фактов предложили гипотезу о доминантности полушарий. Т.е. у тех правшей, кто мыслит преимущественно образами, доминирует правое полушарие, а у тех, кто мыслит понятиями – левое. Такие представления неплохо согласуются с материалом, накопленным в рамках разнообразной соционической деятельности.
Перейдём теперь к подробному описанию соционических аспектов.
Дух – Направленность на проявление во времени
Гармония – внутренняя непротиворечивость (целостность) – интровертная ("белая") интуиция ()
Ценности:
Идеал: Взаимная пригнанность, прилаженность частей в составе целого, целесообразность при вполне допустимой внешней невзрачности.
Начинания – пока не созданы минимально приемлемые условия для успешного протекания процесса, начинать нельзя.
-
Чёткое представление начальной сцены.
-
Процессуальное восприятие времени.
-
Вовремя обронённая "последняя капля" для почина: "Поехали!"
-
Целостное время: настоящее на фоне вечности.
-
Любое дело можно отложить и потом продолжить при возникновении подходящих условий.
-
Выращивание потенциалов и их перенаправление в нужные русла. Управление ходом событий.
-
Пренебрежение внешним во имя внутреннего.
-
Контроль над ситуацией.
Антиценности:
-
Внешняя непротиворечивость в ущерб внутренней.
-
Необходимость завершения дел к сроку, продиктованному внешними обстоятельствами, невзирая на отсутствие стартовой готовности.
-
Внешняя завершённость, невзирая на возможные внутренние напряжения.
-
Требования чёткого представления завершающей сцены.
-
Хронологическое восприятие времени.
-
Необходимость все дела делать в соответствии с временным графиком.
-
Пренебрежение внутренним во имя внешнего.
Красота – внешняя непротиворечивость (целостность) – экстравертная ("чёрная") интуиция ()
Ценности:
Идеал: Внешняя завершённость, отточенность при вполне допустимых внутренних напряжениях.
Завершения – к сроку, продиктованному внешними обстоятельствами, надо успеть всё сделать, стартуя в тех условиях, какие есть.
-
Чёткое представление заключительной сцены.
-
Хронологическое восприятие времени.
-
Последний штрих, заключительный аккорд.
-
Дробное время: временные русла с чётко размеченными временными промежутками.
-
Все дела надо делать в соответствии с временным графиком.
-
Необходимость вписываться в уже существующие временные промежутки.
-
Пренебрежение внутренним во имя внешнего.
Антиценности:
-
Взаимная пригнанность, прилаженность частей в составе целого, целесообразность в ущерб внешней непротиворечивости.
-
Откладывания начинаний из-за отсутствия минимально приемлемых начальных условий для успешного протекания процесса.
-
Требования чёткого представления начальной сцены.
-
Процессуальное восприятие времени.
-
Откладывание дел на потом, несоблюдение графика работ из-за отсутствия условий. Работа "по вдохновению".
-
Пренебрежение внешним во имя внутреннего.
Плоть – Направленность на проявление в пространстве.
КАЧЕСТВО – интровертная ("белая") сенсорика ()
Ценности:
-
Индивид сам применяет силы по мере необходимости.
-
Ритмичность, равномерность распределения усилий.
Интенсивное освоение пространства (вглубь)
-
Статичность. Покой. Мало. Пассивность. Мягкость.
-
Прибранность, опрятность, чистота, аккуратность, тщательность, изысканность, утончённость, элегантность, грациозность, пластичность, гибкость, уступчивость, податливость.
-
Декоративность. Пасторальность. Камерность.
-
Достаток – оптимум. Умеренность. Бережливость.
-
Изящество.
-
Тщательное обустройство и защита своего участка пространства (это моё).
-
Гедонизм – здоровая жизнь без перегрузок.
-
Демократизм.
Антиценности:
-
Непредсказуемое проявление силы.
-
Взрывчатость, неравномерность распределения усилий.
-
Экстенсивное освоение пространства (вширь).
-
Требование динамичности, активности, твёрдости (жёсткости).
-
Необходимость проявлять напор, силу, могущество, агрессивность, воинственность, властность, деспотизм, грубость, подвижность, стремительность, размах, энтузиазм, воодушевление.
-
Монументальность. Грандиозность. Величие.
-
Всевозможные чрезмерности. Расточительность. Роскошь.
-
Захватнические порывы, собственнический подход ко всему вокруг (всё моё).
-
Деспотизм – нескончаемая борьба за власть, первенство и пр. под.
-
Авторитаризм.
КОЛИЧЕСТВО – экстравертная ("чёрная") сенсорика ()
Ценности:
-
Сила уже дана и она сама решает когда ей проявиться.
-
Взрывчатость, неравномерность распределения усилий.
Экстенсивное освоение пространства (вширь)
-
Динамичность. Бодрость. Активность. Твёрдость (жёсткость).
-
Напор, сила, могущество, деятельность, доминантность, агрессивность, воинственность, властность, деспотизм, грубость, подвижность, стремительность, размах, аврал, энтузиазм, воодушевление.
-
Монументальность. Грандиозность. Величие.
-
Изобилие – максимум. Богатство. Расточительность. Роскошь.
-
Захватнические порывы, собственнический подход ко всему вокруг (всё моё).
-
Деспотизм – борьба за власть.
-
При этом чётко соблюдается иерархическая субординация, умение властвовать сочетается с умением подчиняться.
-
Авторитаризм.
Антиценности:
-
Требование сдержанности, применения силы по мере необходимости.
-
Ритмичность, равномерность распределения усилий.
-
Интенсивное освоение пространства (вглубь).
-
Статичность. Покой. Пассивность. Мягкость.
-
Прибранность, опрятность, чистота, аккуратность, тщательность, изысканность, утончённость, элегантность, грациозность, пластичность, гибкость, уступчивость, податливость.
-
Декоративность. Пасторальность. Камерность.
-
Достаток – оптимум. Умеренность. Бережливость.
-
Изящество, утончённость.
-
Тщательное обустройство и защита своего участка пространства (это моё).
-
Гедонизм – здоровая жизнь без перегрузок.
-
Демократизм.
Ум – Направленность на объектную среду
АБСТРАКТНОЕ – интровертная ("белая") логика ()
Ценности:
-
Дедукция (объяснение).
-
Природе произвольно можно предписать любые законы и в ней найдётся хоть что-нибудь, соответствующее этим предписаниям.
-
Каждый индивид творит свой собственный уникальный и самобытный мир. В каждом таком мире свои законы, следовательно, истин может быть много. И эти истины могут изменяться.
-
Факты иллюстрируют теорию. Для теории подыскиваются подходящие факты.
-
Понятия и инструкции, нечто общее, относительное.
-
Если теория не может объяснить новый факт, к ней добавляется ряд принципов, объясняющих только этот факт.
-
Риторика, универсальный метод доказательств.
-
Эрудиция, учёба, осведомлённость – отчуждённый опыт.
Антиценности:
-
Индукция (понимание).
-
Представление о том, что законы природы уже даны. Будто бы их можно только познавать, но невозможно придумывать по собственному произволу.
-
Признание, что Мир уже есть. Он един для всех. В нём существуют единые непреложные для всех законы. Истина одна.
-
Требование строить теории на основе фактов. Факты и смыслы, нечто частное, конкретное, абсолютное.
-
Требование перерабатывать целиком теорию до тех пор, пока она не сможет объяснить не только новый факт, но и непротиворечиво объяснить весь класс похожих фактов.
-
Эвристика, универсальный метод решения проблем.
-
Требование во всём полагаться на собственный опыт, избегать отвлечённостей и умозрительностей.
КОНКРЕТНОЕ – экстравертная ("чёрная") логика ()
Ценности:
-
Индукция (понимание).
-
Законы природы уже даны. Их можно только познавать, но невозможно придумывать по собственному произволу.
-
Мир уже есть. Он един для всех. В нём существуют единые непреложные для всех законы. Истина одна. Однако у каждого обитателя мира может быть своё представление о нём, отличное от других представлений.
-
Теории строятся на основе фактов. Любая теория есть только попытка описания действительности.
-
Факты и смыслы, нечто частное, абсолютное.
-
Если теория не может объяснить новый факт, она перерабатывается целиком до тех пор, пока не сможет непротиворечиво объяснить весь класс похожих фактов.
-
Эвристика, универсальный метод решения проблем.
-
Познание, экспериментирование, наблюдение – собственный опыт.
Антиценности:
-
Дедукция (объяснение).
-
Представления о том, что природе произвольно можно предписать любые законы и в ней найдётся хоть что-нибудь, соответствующее этим предписаниям.
-
Представления о том, что каждый индивид творит свой собственный уникальный и самобытный мир. Что в каждом таком мире свои законы, следовательно истин может быть много. И эти истины могут изменяться.
-
Утверждение что факты всего лишь иллюстрируют теорию. Представления о том, что для обоснования теории достаточно подыскать некоторые подходящие факты.
-
Понятия и инструкции, нечто общее, относительное.
-
Допустимость того, что если теория не может объяснить новый факт, к ней добавляется ряд принципов, объясняющих только этот факт.
-
Риторика, универсальный метод доказательств.
-
Эрудиция, учёба, осведомлённость – отчуждённый опыт как нечто самодостаточное, без привязки к конкретике повседневных дел.
Душа – Направленность на субъектную среду
ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА К ДРУГИМ – интровертная ("белая") этика ()
Ценности:
-
Индивидуализм. Индивид сам творит свои отношения.
-
Привычки, причуды – нечто индивидуальное, у каждого своё.
-
Первичность искреннего непосредственного выражения чувств, в сравнении с установленными общественными нормами.
-
Прежние заслуги не дают привилегий. Уважение надо ещё заслужить.
-
Надо относится к другому так, как он того заслуживает. Трудно уважать того, кто не может и не пытается выразить своё отношение, не проявляет своих чувств.
-
Создание тенденций в отношениях и управление их проявлением.
Антиценности:
-
Коллективизм. Совместность деятельности и досуга.
-
Признание, что отношения в обществе уже даны, предписаны и их остаётся только соблюдать.
-
Обычаи, обряды, ритуалы – то, что уже сложилось, так заведено, так принято в обществе.
-
Соблюдение общественных норм, подавление всевозможных проявлений искренних чувств в угоду формальной лояльности.
-
Необходимость оказывать почтение уважаемым членам общества даже вопреки их реальным заслугам.
-
Призывы вести себя так, чтобы заслужить хорошее отношение со стороны других.
-
Обнаружение тенденций в отношениях и своевременное на них реагирование.
ОТНОШЕНИЕ ДРУГИХ К СУБЪЕКТУ – экстравертная ("чёрная") этика ()
Ценности:
-
Коллективизм. Совместность деятельности и досуга. Приоритет общественных ценностей над личными. Конформизм.
-
Признание того, что отношения в обществе уже даны, предписаны.
-
Обычаи, обряды, ритуалы – так сложилось, так заведено, так принято в обществе.
-
Соблюдение общественных норм, подавление всевозможных проявлений искренних чувств в угоду формальной лояльности.
-
Уважаемым членам общества надо обязательно оказывать почтение, независимо от их действительных заслуг.
-
Надо вести себя так, чтобы заслужить хорошее отношение со стороны других. Не подавать виду, если кто-то не понравился, терпеть его присутствие. Проявлять только те чувства, которые одобряются общественными нормами. "Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты"; "Короля делает свита"; "Люди зря не скажут".
-
Обнаружение тенденций в отношениях и своевременное на них реагирование.
Антиценности:
-
Индивидуализм. Когда индивид сам творит свои отношения, мало считаясь со сложившимися в обществе нормами поведения.
-
Привычки, причуды – нечто индивидуальное, у каждого своё.
-
Первичность искреннего непосредственного выражения чувств, в сравнении с установленными общественными нормами.
-
Представление о том, что прежние заслуги не дают привилегий и уважение надо ещё заслужить.
-
Надо относится к другому так, как он того заслуживает. Трудно уважать того, кто не может и не пытается выразить своё отношение, не проявляет своих чувств.
-
Создание тенденций в отношениях и управление их проявлением.
Автор — Павел Кулешов