Психика

Таковость

Психика

ОС обмениваются элементами и тем самым взаимодействуют с другими системами.

Психику можно рассматривать как посредника, призванного обеспечить внутренней среде ОС успешное существование в столь непредсказуемо и сложно устроенном мире.

Психика является информационной системой, обладающей средствами получения информации о внутренней среде (интероцепторы) и внешней среде (экстероцепторы), средствами её переработки (мышление), хранения (память) и выдачи (поведение и деятельность). Повторю ещё раз:

Психика – система сугубо информационная!

А в психике происходят психические явления. Ну а это что такое?

Это психические свойства, состояния, процессы и материалы. Опять же – четверичность.

Психические свойства – это относительно устойчивые во времени психические явления, определяющие суть индивида (индивидуальности, личности), его поведение в тех или иных обстоятельствах.

Психические состояния психические явления, отражающие степень удовлетворённости той или иной потребности в сопоставлении с возможностями их удовлетворения. Они влияют на скорость протекания психических процессов, их насыщенность.

Психические процессы это психические явления, обеспечивающие взаимодействие системы с внешней средой и отражающие особенности такого взаимодействия.  

Психические материалы это психические единицы, нечто атомарное, далее неразложимое, то, чем оперирует психика. Это психические явления, возникающие вследствие психических процессов побуждаемых психическими свойствами на фоне психических состояний.

Психические свойства тоже четверятся:

Потребности психические свойства, отражающие необходимость для данной системы тех или иных обстоятельств как её внутренней, так и её внешней среды.

Способности – психические свойства, обеспечивающие успешность удовлетворения потребностей.

Опыт — индивидуальные накопления знаний, умений, переживаний.

Система представлений образ, модель действительности, сложившаяся у индивида в процессе взаимодействия с нею.

Таковость

Ориентации обитателя среднего системного уровня, т.е. системы, входящей в состав сверхсистемы, направлены четверояко: на себя (свою внутреннюю среду, что предполагает добычу средств существования и неизбежную при этом  экспансию в пространстве), на членов своей сверхсистемы и взаимоотношения с ними (это субъекты, “свои”, “наши”), на всех прочих представителей внешней среды, окружающих его сверхсистему (при этом что-то ей дающей и что-то забирающей у неё), т.е. на объекты. И на мир сверхсистем, в котором та сверхсистема, в которой он состоит, является крохотным элементом. Это мир очень медленный, почти неподвижный, вечностный, побуждающий его к экспансии во времени.

Таковость

В психике происходит отождествление с этими четырьмя ориентациями, что порождает некое целое, которое я предлагаю назвать таковостью.

С 1993 года пытаюсь найти подходящее слово для обозначения этой целостности, но пока кроме "таковости" ничего на ум не пришло. (Если кто подскажет что-то более подходящее, приму это с благодарностью.)

Надо отметить, что и субъект, и объект представляют собой некие отдельности, они отграничены от окружающей их среды. В этом их сходство. Различаются же они по проявлению активности, по силе и произвольности тех изменений, которые они вносят в окружающую среду. "Субъект" активен, самостоятелен, непредсказуем, сложно устроен – иначе говоря, он обладает некой "жизненностью", "живостью". "Объект" – нечто неактивное, примитивное, несамостоятельное, легко предсказуемое (потому что примитивно устроен). Поскольку субъект самостоятелен, непредсказуем, активен, он неповторим, уникален. Объекты же можно типологизировать, сортировать, поскольку в них можно найти нечто сходное, нечто типичное, присущее каждому объекту данного сорта.

"Субъективное" представляет собой свойство или явление присущее субъекту. Поскольку субъект непредсказуем, сложен, активен, то трудно от него ожидать однозначной оценки обстановки. В неё привносится нечто личностное, присущее только данному неповторимому субъекту. Как-то само собой предполагается, что субъективное в чём-то неточно, искажённо отображает действительность. "Объективное" неподвластно влиянию личностных обстоятельств. Для получения объективных данных используются откалиброванные приборы, показывающие одинаковые результаты независимо от того, кто их применяет. Но можно предположить, что объективные данные просто грубее, чем субъективные, что у приборов просто нет соответствующей разрешающей способности, чтобы уловить те оттенки, которые доступны субъективному восприятию. "Объективное" устойчиво, инвариантно ко многим обстоятельствам, которые часто оказываются несущественными, оно повторяемо, воспроизводимо. "Субъективное" чутче, тоньше и, вследствие этого, неустойчивей.

В приводимой далее таблице даётся ряд признаков, по которым можно чётче различать составляющие таковости.

Таблица 1 Признаки составляющих таковости

Дух

Ум

Душа

Плоть

Время

Объекты

Субъекты

Пространство

я – объект,
мир – субъект

я – объект,
мир – объект

я – субъект,
мир – субъект

я – субъект,
мир – объект

Всё отдать

Поделить
по справедливости

Поделить поровну

Всё забрать

Аскетизм

Радикализм

Консерватизм

Гедонизм

Информация

Энергия

Энтропия

Масса

Выделение

Переработка

Сохранение

Поглощение

Вечное

Будущее

Прошлое

Настоящее

Везде

Там

Здесь

Нигде

Таковость состоит из Духа, Души, Ума и Плоти как представительств в психике соответствующих потребностей и способностей:

Таковость

Потребности

Потребности разделяются на четыре вида: потребности Плоти, потребности Души, потребности Ума, потребности Духа. Сами же потребности, наряду со способностями, опытом и представлениями о действительности входят в состав Таковости. Концепция структуры таковости разработана мной для описания наиболее фундаментальных проявлений личности. Термином таковость предлагается обозначать совокупность четырёх её составляющих: Плоти, Души, Ума, Духа. В их основе лежат 4-е фундаментальные потребности: плотская, социальная, познавательная, духовная. Но это не просто совокупность потребностей. Каждая составляющая по-своему воспринимает мир, по-своему перерабатывает воспринятое, имеет свои ценности и свои способы добывания и хранения этих ценностей.

Так, у них разное видение действительности: Ум хорошо различает объекты и вообще всё объективное, Душа – субъекты, Дух – воспринимает мир во временных измерениях, Плоть – в пространственных.

Ум и Душа, воспринимающие мир дробно, представляют собой рациональную сторону таковости. Ум чуток к различным закономерностям, всюду их выискивает, производит классификации и систематизации, Душа больше чутка к сходству, чем к различию, склонна сочувствовать и сопереживать. Ум обезличивает людей, стремясь выявить у них свойства и типы, а Душа очеловечивает предметы, видит в них что-то родственное себе. Ум не признаёт никаких запретов для познания и изменения познанного, Душа же консервативна и тяжело расстаётся со старыми привычками, со старым укладом жизни, что может иногда привести к вспышкам жестокости и фанатизма, обосновываемых защитой священных ценностей. Обобщая можно сказать, что Ум стремится к привнесению нового в старые условия, а Душа – к привнесению старого в новые условия. Ум рассудителен и приводит доводы, основанные на логике рассудка. Душа знает только логику чувств и не столько объясняет, сколько уговаривает.

Плоть и Дух, воспринимающие мир целостно, представляют собой иррациональную сторону таковости. Плоть озабочена постоянством состояния внутренней среды организма, стремится к достатку, но как только его достигает, тут же растекается в блаженстве. Она живёт одним днём. Из-за этого часто попадает в неприятные обстоятельства. Плохо видя будущее, Плоть, раз-другой пострадав, начинает делать всевозможные запасы, но порой делание запасов становится самоцелью, доставляющей ей много удовольствия (стяжательство), а заодно и проблем (защита от посягательств).

Дух устремлён к вечному, неизменному, его не прельщает сиюминутная выгода, он склонен легко расставаться с ненужным, так как разбирается в том, что ему будет нужно, а что – нет. Он во всём, с чем бы ни соприкоснулся, ищет прежде всего смысл. Дух заинтересован в качественном росте, Плоть – в количественном. Дух устремлён ввысь, к первоосновам бытия, к экспансии во времени (т.е. к вечной жизни). Плоть – вниз, к приземлённости быта, к экспансии в пространстве. Ценности Плоти – целостность биологического тела и среды его обитания, а также всё, что способствует их сохранению и приращению. Ценности Духа – независимость от ненужного, неглавного и причастность к главному, изначальному.

Способности

Соответственно потребностям есть и способности Плоти, Души, Ума и Духа. Следующие описания я бы не признал строго научными, это скорее метафорически очерченные области, строение которых ещё надо уточнять.

 

В основе плотских способностей лежит способность одновременно отождествляться и растождествляться. Это доверчивая бдительность, расслабленность с готовностью к немедленным действиям, способность выкарабкиваться из самых невероятных переделок благодаря предельному напряжению всех сил в ответственный момент (“живучесть”). Сюда же относятся сила, выносливость, быстрота, ловкость, здоровье, высота порогов восприятия и прочие способности сенсомоторной сферы.

В основе душевных способностей лежит способность отождествляться. Т.е. вживаться в другого, совпадать с ним: сопереживать, сочувствовать, сострадать и сорадоваться. Отсюда развивается способность подражать, вживаться в образ, артистизм. Отсюда же и внушаемость, гипнабельность. Благодаря способности отождествляться, душевной чуткости, оказывается возможным влиять на настроение другого человека сначала войдя в его состояние, а потом через сопереживание передать ему своё настроение (“заразить” своим настроением).

В основе умственных способностей лежит способность растождествляться: вычленяться, не сливаться и не совпадать с окружающим. Это помогает замечать всевозможные несовпадения и несоответствия и придавать им значение, не проходить мимо чего-то необычного. Такие способности: широта, гибкость, пластичность, изобретательность, изворотливость, критичность, глубина ума, сообразительность, проницательность, остроумие и чувство юмора (способность замечать смешное), смелость и оригинальность мысли.

В основе духовных способностей лежит способность быть вне (способность не отождествляться и не растождествляться одновременно). Это отрешённость, отстранённость, собранность, невозмутимость, решительность, дисциплинированность, упорство, настойчивость, самообладание, целеустремлённость, стойкость, терпение, решимость, сосредоточенность. Всё это возможно благодаря высокой осознанности, присутственности при всём происходящем, не позволяющим на что-либо отвлечься. Без осознанности нет помнения о цели, а без помнения о цели нет воли.

Таковость и соционические аспекты

Для простоты и доходчивости изложения мы опять несколько антропоморфизируем составляющие таковости. У них разное видение действительности: Ум хорошо различает объекты и вообще всё объективное, Душа – субъекты, Дух – воспринимает мир во временных измерениях, Плоть – в пространственных.

Дихотомии заложены уже здесь: целостные (иррациональные) Дух и Плоть и дробные (рациональные) Ум и Душа. Целостные далее дробятся по ориентациям на уровень подсистем (Плоть) и уровень надсистем (Дух). Дробные составляющие таковости распадаются на Ум, ориентирующийся на объекты, и Душу, ориентирующуюся на субъектов. Вертность членит все составляющие таковости по признаку "произвольности". Экстраверты воспринимают действительность как нечто уже состоявшееся и закрепившееся, в коем нет места произволу индивида. Поэтому надо считаться с наличными обстоятельствами. Интроверты же полагают, что действительность вполне податлива для их произвольных вмешательств. Они сами творят свою действительность. Они сами создают обстоятельства.

Соционическая терминология уже устоялась и я не вижу смысла её менять, хотя термины мне представляются не очень точными. "Логические" типы лучше было бы оставить как у Юнга "мыслительными" – так точнее. Да и "этические" лучше бы назвать "социальными" или даже "душевными". С "интуицией" много мороки. Соционическая "интуиция" сильно отличается от "интуиции" как "знания возникающего без осознания путей и условий его получения" (Психологический словарь, М. Политиздат, 1990, с.149).

Автор — Павел Кулешов