Модель оптимизации формирования личности
Для социоников-родителей, школьных психологов и педагогов-новаторов.
Учеными, школьными психологами и педагогами разработано много систем воспитания и обучения детей (психолого-педагогические основы обучения Л.М. Фридмана и др). Их эффективность достаточно велика, но стремление к совершенству в этой важной области никогда не будет лишним. Здесь на помощь может прийти соционика. Для тех, кто впервые сталкивается с этим понятием, соционика – это новое направление в типологии личности, которое изучает законы информационного обмена человека с внешней средой, врожденные задатки разных типов личности, их социальные миссии и интертипные отношения между людьми. Соционические подходы также могут повысить эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому я хочу предложить новую концепцию для воспитания гармонично развитых и талантливых детей методом развития их врожденных способностей наиболее адекватными способами в наиболее подходящие для этого возрастные периоды. Конечно, для наиболее эффективного использования данного подхода необходимо будет всем заинтересовавшимся читателям познакомиться с основами соционики ().
Здесь уместно сделать краткое отступление и поблагодарить создательницу теории соционики – литовскую исследовательницу Аушру Аугустинавичюте, заслуга которой перед наукой была отмечена, к сожалению, не в Литве, что подтверждает вечную истину: нет пророков в своем отечестве, и не в Украине, где соционика получила свое развитие, а в России и в США (Российской Академией естественных наук в 19995 г. А. Аугустинавичюте был выдан диплом об открытии и медаль Капицы, а в 1999 г. в США Калифорнийской Академией науки и культуры присвоено звание почетного доктора философии).
К сожалению, многими педагогами игнорируются какие бы то ни было структурные подходы, некоторые считают, что свободное творчество и индивидуальный подход – самый беспроигрышный вариант в воспитании. Мне кажется, что истина, как всегда, посередине – между двумя крайними мнениями, то есть целесообразно учитывать и типологические и индивидуальные особенности детей.
Толчком к данному исследованию послужило открытие отечественных и зарубежных психологов закономерностей развития детской психики, которая на разных стадиях формирования имеет неодинаковую способность к усвоению тех или иных знаний и навыков (4, 19). Существуют также определенные типологические предпосылки либо ограничения для развития тех или иных способностей на разных стадиях развития личности (2, 3, 22, 23).
Швейцарский психолог Жан Пиаже выдвинул теорию развития психики детей, укладывающуюся в 4 стадии.
Развитие психологических признаков у детей происходит не одновременно. Доминирование отдельных качеств совпадает с процессами формирования личности, выделенными Ж. Пиаже:
1. Сенсомоторная стадия — от рождения до двух лет — ответственна за формирование ощущений физического плана: тактильной чувствительности, осознания своих физических потребностей (преобладает признак «сенсорика»);
Эта стадия охватывает период, когда в основном формируются и проявляются в поведенческих реакциях ребенка физические аспекты его личности. Эти аспекты связаны с сенсорными ощущениями: голодом, болью, удовольствием, реакциями на шумовые, световые и другие раздражители — т.е. влияющие на основные природные чувства — зрение, обоняние, осязание, вкус и слух. В ребенке на этой стадии доминирует биологическое начало, оттесняя пока все остальные. В этот период также формируется представление о постоянстве объектов.
2. Дооперациональное мышление — от двух до семи лет — связано с развитием признака «этика», т.е. эмоционального восприятия действительности;
В этот период ребенок, в основном, смотрит на себя глазами окружающих его людей, особенно тех, кто находится на близкой физической и психологической дистанции: родителей, старших братьев и сестер, своих сверстников на улице, в детсаду, школе, воспитателей и учителей.
Собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной этической атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь — в семье. Положительная самооценка способностей благоприятствует более гармоничному развитию его задатков и создает прочную основу для его нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании детской личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Таким образом, психологический фактор играет на этой стадии главенствующую роль.
3. Стадия конкретных операций — от семи до одиннадцати — тринадцати лет соответствует доминирующему признаку «логика» (мышление, сопоставление фактов, умение делать объективные выводы);
Эта стадия охватывает почти половину периода школьного обучения. Ребенок в это время включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода ребенок старается завоевать признание у окружающих и избавиться от эгоцентризма благодаря своей социализации, т.е. принятием норм и правил, существующих в конкретном социуме, в данном случае — школе (правила школьного распорядка, ношение формы и т.д.).
4. Стадия концептуального мышления — от 13 — 14 лет и старше — отвечает за развитие признака «интуиция» (находчивость в сложных ситуациях, фантазия, склонность к новым идеям).
Это самый сложный период развития личности, связанный с переоценкой прежних ценностей, со стремлением мыслить независимо, творчески, нестандартно, часто абстрагируясь от действительности. Это период ожидания, надежд, выбора пути.
В это время психология подростка все более обогащается такими категориями, как убеждения, ценностные установки, взаимоотношения с новыми людьми. Тяга к знанию приобретает характер поиска духовных ориентиров, выраженных в «идеальном» человеке либо направленности в какую-то сферу деятельности, на которой сконцентрировано все внимание и интерес. Идет интенсивное накапливание информации, часто без разбора, иногда выборочно.
На первой стадии дети особенно уязвимы и несамостоятельны, физически, социально и эмоционально зависимы от семьи. В таком возрасте все существо ребенка направлено исключительно на удовлетворение физических потребностей, комфорт и безопасность. В этот период одновременно со структурой личности формируется и Я-концепция личности, ее физическая компонента. Будет ли она положительной или отрицательной, зависит от того, насколько ласковы и внимательны были с ребенком родители, как отзывались на каждый подаваемый им сигнал, как следили за его самочувствием.
Вторая стадия ответственна за развитие эмоционального аспекта структуры личности, умение строить отношения с окружающими, быть отзывчивым, дружелюбным. Этичность поведения и положительная Я-концепция у ребенка зависят от атмосферы взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, отсутствия семейных ссор, от недопустимости физических наказаний и унижений ребенка. Формирование высокой самооценки у ребенка достигается благодаря поощрению его творчества в играх, рисунках, лепке и других самостоятельных проявлениях.
На третьей стадии решающую роль в формировании личности и такого признака как «логика» играют социальные факторы. Успехи в учебе, положение среди сверстников в классе и вне его, материальное благополучие семьи, статус родителей — все это оказывает воздействие на формирование социальной компоненты структуры личности. Идет интенсивное усвоение норм и правил общества, в котором вращается ребенок. Что-то им принимается, что-то отбрасывается, в этом возрасте творятся кумиры и авторитеты, вырабатываются какие-то профессиональные интересы. Увлеченность каким-то предметом или человеком может достичь апогея. Очень важно уберечь ребенка от созерцания личных неурядиц родителей, чтобы не подорвать его доверие и уважение к ним.
Четвертая стадия — период становления личности в творческом плане. В этом возрасте формируется ощущение собственной ценности, происходит окончательная дифференциация своей половой принадлежности, связанная с гормональной перестройкой всего организма. Это наиболее кризисный период, когда есть опасность размывания чувства своего «Я».
Подросток задает себе вопросы типа: «Кто я?» и «Кем я могу стать?». Признак «интуиция» выдвигается на первый план в развитии структуры личности, и от того, насколько окружающие — учителя, родители, друзья — повлияют на формирование положительной самооценки подростка, во многом зависит дальнейшая его судьба. Так же важно с чуткостью и тактом отнестись к его ранним проявлениям симпатий и влюбленности к сверстникам противоположного пола, чтобы не задеть и не ранить «самое утреннее из чувств».
Согласно Пиаже, фаза школьного возраста подразделяется на две стадии — конкретных операций и концептуального мышления. В этом периоде идет интенсивный рост познаний — норм общественной жизни, морали, иерархии, отношения полов, закономерностей природных явлений и использование знаковой системы в естественно-научных и гуманитарных предметах (буквы, цифры, условные обозначения). С этой задачей хорошо справляются педагоги типа: Аналитик, Новатор, Критик.
В этом периоде выстраивается первоначальная система ценностей, позже следует их переоценка, идет бурная перестройка всего организма и психики школьника; от робкого интереса к предмету или занятию он переходит к определенной ориентации на вид деятельности; на смену детской дружбе приходит первая подростковая влюбленность. Увеличивается значение этики и эстетики в развитии личности. Идет интенсивный поиск авторитетов. На первый план выступают с одной стороны внешние данные учителя: для женщины — умение со вкусом одеваться, быть обаятельной и уверенной в себе, располагать к доверию; для мужчины — обладать физической силой, напористостью, волей, умением подчинить себе класс и быть при этом великодушным. Быть способным выдать информацию на любую тему и не дать загнать себя в угол вопросами, продемонстрировать на деле свою компетентность, сделать что-то своими руками — вторая сторона авторитетности педагога. Волевая сенсорика и деловая логика — доминирующие функции, внушающие в первую очередь уважение подростку. Таким критериям часто удовлетворяют управленческие типы — Лидер, Инспектор, Управляющий, Мастер — с ведущими признаками логики и сенсорики.
Бесспорно, на протяжении всего периода воспитания ребенка, который нередко продолжается и когда он становится взрослым, необходимо развивать абсолютно все хорошие качества и, по возможности, бороться с недостатками. Но, при таком, не структурированном методами соционики подходе, можно упустить самый подходящий момент для развития каких-то определенных задатков и способностей, которые позже будут развиваться уже менее эффективно. Своевременное же развитие способностей может способствовать поднятию общего интеллектуального уровня населения, который у нас пока оставляет желать лучшего, поскольку все еще мало людей, своевременно выявивших и развивших свои врожденные способности и адекватно использующих их в своей профессиональной деятельности.
Кроме того, своевременное развитие у детей с помощью методов соционики различных способностей и интересов к тому или иному занятию может способствовать не только формированию адекватных установок на вид деятельности в будущем, но также оказать влияние на развитие определенных жизненных стимулов, таких как стремление к власти или социальному статусу, к творчеству как возможности проявить свою уникальность, к материальному благосостоянию, либо к личностному росту как фактору самоценности (10). Это даст возможность молодым людям вовремя определить свои жизненные цели и скоординировать их соответственно своим способностям, а значит меньше будет «лишних» людей – не нашедших себя и не знающих чего они хотят.
Данное исследование распространяется не на весь детский возраст, поскольку внедрить эти методы в дошкольные учреждения довольно трудно из-за нерегулярного посещения этих учреждений большинством детей дошкольного возраста. К тому же многие дети вообще не посещают ясли и садики. Поэтому целесообразнее остановиться лишь на школьном периоде формирования личности.
Именно годы, проведенные в школе — это во многом определяющий период в жизни каждого человека. От того, насколько гармоничным будет этот период, зависит полнота получения необходимой для жизни взрослого человека информации, широта и глубина охвата проблем, с которыми придется сталкиваться в будущем. выработка правильных реакций на них; выявление и развитие природных задатков и способностей, выбор оптимального направления профессиональной деятельности.
Используя данный системный подход для адекватного формирования личности, можно предотвратить возникновение в будущем различных комплексов и связанных с ними неврозов и жизненных неудач, которые нередко приводят людей к апатии и лени, деградации личности и даже к асоциальному поведению. А зная особенности поведения детей и мотивы их поступков на различных этапах обучения, будет легче находить правильные подходы в воспитании и влиять наиболее эффективными в методами, которые не будут отрицательно сказываться на хрупкой детской психике.
Разумеется, такой системный подход в комплексе с индивидуальными подходами в воспитании детей может осуществляться только при сотрудничестве заинтересованных в нем родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов, школьных психологов и опытных социоников, которые будут учитывать типные особенности детей и их врожденные способности, а также особенности интертипных отношений с родителями и педагогами.
Научная цель данного исследования: показать проекцию юнговского принципа кватерности, положенного в основу типологии личности и соционики, на социально-психологическое развитие человека, обуславливающее четыре этапа формирования личности.
С этой целью была построена данная модель оптимизации процесса развития личности, касающаяся формирования у детей на разных этапах обучения адекватных жизненных стимулов и установок на вид деятельности.
Эта модель базируется на основе типологии К.Г. Юнга и ее продолжении, новой научной парадигмы — соционики, отражающей не только энергоинформационные механизмы функционирования личности в социуме, но и энергоинформационные механизмы четырехэтапного развития общества, а также на основе авторского синтеза ряда типологических закономерностей.
Данное исследование не претендует на завершенность или непогрешимость. Вопрос, касающийся правильности установления взаимосвязей, открыт для конструктивной дискуссии.
Автор — Валентина Мегедь