Особенности диагностики типа личности у детей

Особенности диагностики типа личности у детей

Воспитание — это рано сложившиеся привычки,

только они самые прочные и надежные в человеке.

Ф. Бэкон

Практика показывает, что все специалисты, работающие с людьми, сталкиваются с одной и той же общей проблемой — неумением составить точный психологический портрет личности. До сих пор и психологией, и психопедагогикой были мало изучены такие важные аспекты, как: сознательные и бессознательные мотивы поведения, преобладающий вид мышления, особенности темперамента, акцентуации, предрасположенность к определенной сфере деятельности, конституциональные особенности внешности; признаки феминизации либо маскулинизации личности, независимо от половой принадлежности; особенности жизненной философии, способы актуализации и адаптации в социальной среде.

И здесь соционика может сыграть роль некоего интегрального метода анализа. Правильно определив с ее помощью тип личности, вы можете также воспользоваться ее конкретными ответами и рекомендациями по указанным выше аспектам.

Прежде всего, правильно поставленный на ранних стадиях развития психологический диагноз, позволит направить ребенка по пути его самоактуализации, т.е. поможет ему выбрать способы и средства выражения своей индивидуальности и найти оптимальную социальную нишу. Пренебрегая диагностикой или сделав ошибку в определении психологических качеств личности, мы тем самым толкаем ребенка на путь адаптации к окружающей среде и разыгрывания вследствие этого несвойственных ему в жизни ролей.

Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. Для этого предлагается модель человеческой личности, проявляющей себя на четырех уровнях: физическом (соматическом), психологическом, социальном и интеллектуальном (творческом).

Работы, написанные классиками педагогики — Ж. Пиаже, Э. Эриксоном, Л. Выготским, И. Коном, К. Роджерсом, Р. Бернсом и другими — предлагают различные подходы, анализирующие детское мышление и поведение, дают рекомендации по воспитанию личности.

Уже в раннем детстве, наблюдая за ребенком, можно определить если не полный его социотип, то, по крайней мере, его сильные стороны, выраженные в определенных соционических функциях либо признаках.

Если прибегнуть к помощи уже знакомых вам признаков — сенсорики, этики, логики и интуиции, то можно заметить, что каждый из них проявляется в повседневном поведении ребенка.

Раннее определение типа личности ребенка способствует правильной ориентации на использование его врожденных сильных качеств. Идентифицировать тип ребенка можно в 5-7 лет, когда отчетливо выражены по крайней мере два-три признака Юнга. В этом возрасте уже хорошо заметны такие качества как экстравертность или интравертность ребенка, его стремление выделиться, лидировать, либо подчиниться, уйти в тень.

Наблюдая за играми детей, давая им несложные задания, где проявляются их эмоциональные реакции, умение быстро или медленно реагировать на ситуацию, можно говорить о доминировании или подавлении в парах противоположных друг другу признаков: логика-этика, и сенсорика-интуиция. В зависимость от того, находятся ли эти признаки в сознательном блоке структуры личности или подсознательном, становится возможным отнести ребенка к определенному типу личности или группе типов с одинаковыми основными сильными признаками.

Одним из эффективных методов социодиагностики детей (5 — 10 лет) является метод использования цветных жанровых картинок. Ребенку предлагается набор из 6 — 8 таких картинок с вариантами названий каждой картинки. В названиях закодированы основные юнговские признаки, но содержание названий адаптировано под уровень развития ребенка младшего возраста. Сочетания выбранных им названий говорят о преобладающем типе мышления ребенка и соответственно о возможной сфере применения его сильных сторон.

В средних и старших классах для социодиагностики можно предлагать различные тесты с вопросами, позволяющими оценить уровень логического и интуитивного мышления. Знание социотипа школьника позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении и воспитании, формировать специализированные классы и группы, делать оптимальный подбор учителя для класса.

Хорошее взаимодействие учителя со всем классом предполагает положительное сочетание социотипа самого учителя и интегрального социотипа класса, который можно определить, зная тип личности каждого ученика. Конечно, такой подбор практически возможен и желателен в младших классах, где занятия ведет один учитель. Для средних и старших классов необходимо осуществлять подбор учителя, выполняющего функции классного руководителя, сочетающего роль предметника и воспитателя.

Используя методы соционики в школе, можно наладить службу психологической помощи в таких формах, как «телефон доверия», консультации для родителей и самих детей по личным, семейным и образовательным проблемам, вести профориентирование на основе социодиагностики.

Полагая, что соционический тип ребенка заложен в его генетическом коде еще до рождения, мы также считаем, что полностью личность формируется лишь при развитии всех четырех ее компонентов — сенсорики, этики, логики и интуиции. Конечно, процесс формирования каждого ребенка проходит индивидуально, но, в основном, он завершается к 15 — 17 годам.

Внешние факторы — семья, школа, друзья, учителя, литература, средства массовой информации — выступают в роли важных стимуляторов формирования личности. Они не меняют ядра личности, но отражаются на ее «оболочке» — нюансах мышления и поведения.

Было замечено, что существует связь каждого уровня развития модели личности с определенным соционическим признаком, в котором отражается свой специфический способ переработки информации:

1. Физический уровень связан с сенсорикой, т.е. умением хорошо владеть своим телом, пространством, вещами, людьми, а также ощущениями, данными нам от природы.

2. Психологический уровень связан с этикой — умением строить отношения с другими, выражать чувства и хорошо понимать оттенки эмоций людей, сопереживать им.

3. Социальный уровень связан с логикой, понятием, определяющим соотношения между явлениями и вещами объективного мира и устанавливающим определенные нормы этих соотношений, со способностью логически мыслить, слушать и трезво, аналитически оценивать поступающую информацию.

4. Информационный уровень связан с интуицией — умением предвидеть события, улавливать скрытые мотивы процессов и людей, постигать суть явлений не прямым путем или через практику, а через догадку, озарение, используя подсознательный опыт человека, концептуальное и абстрактное мышление.

Говоря об идентификации типа личности ребенка, нужно учитывать, на какой стадии развития он находится, и применять соответствующие этой стадии методы.

Поэтому, в возрасте до двух лет можно говорить об идентификации, в основном, по внешним признакам, т.е. по сенсорной компоненте личности, поскольку ни об этике поведения, ни о логике мышления, ни об интуитивном абстрактном восприятии информации на такой стадии судить нельзя: эти признаки совсем не выражены либо выражены в крайне слабой степени. Следовательно, рассчитывать в этом возрасте на высокую надежность социодиагностики не приходится, вероятность попадания в тип крайне низка и делать окончательные выводы было бы просто опрометчиво.

На возрастной стадии от двух до семи лет, когда начинает формироваться следующая компонента — этическая, мы с большей долей уверенности можем говорить об идентификации типа личности ребенка. Здесь тоже есть своя специфика. В таком возрасте ребенок ориентирован, в основном, в двух направлениях: на свои физические желания и на стремление общаться с людьми, к которым он испытывает эмоциональное влечение, считая их «своими».

Логика поступков и социальные нормы поведения, как правило, бессознательно игнорируются либо воспринимаются болезненно, но не из-за негативного к ним отношения, а по причине отсутствия механизма их восприятия.

Признак логики еще недостаточно развит и творчески проявляется на следующем этапе — к моменту начала регулярного контакта с социумом — школой, где ребенок близко знакомится с нормами общественной жизни. В дошкольных учреждениях (ясли, детсад) социальные требования, предъявляемые к ребенку, еще не так высоки, чтобы формировать у него логическое мышление в достаточной степени.

Поскольку предлагаемая методика социодиагностики рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста, то в ней при тестировании мы ограничиваемся первыми двумя стадиями развития психики ребенка. Это соответствует таким соционическим уровням, как физический и психологический, с доминирующими признаками сенсорики и этики (по Юнгу и Аугустинавичюте).

В силу неразвитости логического и интуитивного мышления у таких возрастных категорий, можно с уверенностью судить лишь об их образно-чувственном восприятии окружающего мира, главными ценностями которого являются хорошие отношения, радость и сенсорные удовольствия. Поэтому в ходе тестирования эффективнее всего выявляются такие признаки, как сенсорика и этика. Это объясняется тем, что в возрасте с 2-3 до 7-8 лет ребенок еще не улавливает логических взаимосвязей между вещами, а также не умеет абстрагироваться от действительности и познавать скрытую суть явлений окружающего мира.

Соответственно, мы не можем получить от него адекватный ответ на вопрос, заданный в логической либо в интуитивной форме. Сказанное не означает, что признаки логики и интуиции в таком возрасте не детерминированы вообще. Об их наличии и месте в модели личности конкретного ребенка можно говорить при отсутствии либо слабой выраженности в его ответах и проявлениях противоположных аспектов — этики и сенсорики.

В качестве идентификатора восприятия при создании методики нами был использован так называемый атлас Гамезо, где автор предлагает ряд детских рисунков-картинок с сопроводительными названиями. В названиях отражены три аспекта восприятия мышлением ребенка сюжета картинки: конкретный, абстрактный и отношенческий.

По преобладанию выбранных ребенком тех или иных названий сюжетов автор атласа делает вывод о доминирующем типе восприятия у тестируемого. Используя такой подход в качестве основы диагностики, мы расширили диапазон качеств, составляющих смысловое наполнение предлагаемых сюжетов. Понятие конкретности включает в себя оба соционических признака — как логику, так и сенсорику. В первом случае — это просто констатация факта, происходящего на картинке; во втором — выражение тех ощущений, которые вызывает у ребенка содержание рисунка.

Выражение отношения к происходящему в виде симпатии, антипатии, понимания эмоционального состояния изображаемых объектов находит свое отражение в признаке «этика». И, наконец, абстрактное мышление связано с признаком «интуиция». Все четыре указанных признака ­логика, этика, сенсорика и интуиция близки к юнговской интерпретации и не подразделяются на аспекты, отражающие экстраверсию или интроверсию социотипа ребенка. Поэтому данная методика не дает возможности судить о проявлениях двух последних признаков, а также о признаке рациональности — иррациональности. Оптимальный метод их выявления — игровые ситуации и тренинги. Но это выходит за рамки данной разработки.

МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Тесты, предназначенные для определения типа личности человека, его способностей и возможностей, широко используются в передовых странах мира. Они широко применяются при решении проблем детского воспитания, для определения сильных и слабых сторон школьника, при отборе детей для дифференцированного обучения, поиске юных талантов и дарований.

Мы тестируем детей по тестам, составленным на основе принципа выделения в психике ребенка признаков Юнга. Перечислим эти признаки, или шкалы:

Экстраверсия: обращенность человека на внешний мир.

Интроверсия: сосредоточенность на личных переживаниях и своем внутреннем мире.

Рациональность: системность и постоянство в склонностях и занятиях, самодисциплина.

Иррациональность: спонтанность, импульсивность в поведении, стремление к смене впечатлений.

Логика: ориентация на нормы поведения и здравый смысл, стремление все упорядочивать.

Этика: ориентация на чувства и отношения, определяющие поведение.

Сенсорика: практичность и настроенность на получение чувственных удовольствий (еда, одежда, комфорт), хорошая ориентация в пространстве, воля.

Интуиция: стремление к фантазиям и мечтательности, теоретический склад ума, образное восприятие.

Вы можете определить тип личности ребенка с помощью теста для школьников или диагностической игры (для маленьких детей):


Тест Мегедь-Овчарова для определения типа личности ребенка школьного возраста

1. Рациональность

2. Иррациональность

 

а. Всегда заранее выхожу из дома, чтобы быть спокойным и не спешить.

а. Мне трудно вовремя встать утром и собраться, поэтому часто опаздываю и расстраиваюсь из-за этого.

б. Всегда держу свою одежду, книжки и игрушки в одном и том же месте и не люблю, когда их перекладывают.

б. Я часто разбрасываю свои вещи и поэтому приходится долго их искать.

в. Я сержусь, когда кто-то отвлекает меня от моих занятий и что-то поручает.

в. Я могу заниматься сразу несколькими делами: заниматься и слушать кого-то, учить стих и помогать родителям по дому.

г. Я сразу делаю уроки, не откладывая на потом, чтобы быть свободным и заниматься чем-то другим.

г. У меня часто меняется настроение и бывает очень трудно заставить делать то, что мне не по душе.

д. Люблю сам составлять планы моих занятий и стараюсь выполнять все, что задумал.

д. Могу набрать слишком много всяких поручений и потом не знаю, как с ними справиться.

3. Логика

4. Этика

а. Я всегда прямо говорю, что о ком думаю, даже если это кому-то не нравится.

а. Я стараюсь в разговоре никого не обидеть и быть для всех приятным.

б. Считаю, что меня наказывают правильно если я это заслужил.

б. Думаю, что наказывать никого не нужно, чтобы потом не обижаться друг на друга.

в. Не люблю, когда другие люди слишком много говорят и мало делают.

в. Мне нравится, когда рассказывают о себе, и сам люблю рассказывать о своих делах и успехах.

г. Я стараюсь ничего не обещать, если знаю, что не смогу этого сделать.

г. Я часто могу много наобещать, потому что неудобно отказывать другим.

д. Я люблю решать задачи с числами и головоломками, играть в логические игры (шахматы).

д. Я больше люблю слушать стихи, рассказы, чем решать арифметические задачи и разные кроссворды.

5. Сенсорика

6. Интуиция

а. Я всегда слежу за чистотой одежды и книжек и очень переживаю, когда испачкаю что-то или посажу пятно.

а. Я по рассеянности не всегда замечаю, что у меня помята одежда или нечищенные ботинки.

б. Я люблю одеваться и собираться сам и сержусь, когда мне в этом мешают.

б. Мне часто трудно решить, во что одеться, и я обычно советуюсь с другими.

в. Мне нравятся разные спортивные игры: борьба, бокс, прыжки, гимнастика и я люблю этим заниматься

в. Мне нравятся такие игры, в которых можно не спешить, спокойно над всем подумать.

г. Я люблю многое мастерить своими руками: пилить строгать, выжигать, паять (шить, вязать, готовить).

г. Мне часто приходят в голову, разные интересные мысли, люблю мечтать и фантазировать.

7. Интроверсия

8. Экстраверсия

а. Я стесняюсь первым заговорить с незнакомыми и попросить что-нибудь.

а. Мне легко познакомиться с чужими ребятами и заводить новых знакомых.

б. Мне лучше подчиняться другим, чем командовать и отвечать за что-то.

б. Мне нравится командовать, быть капитаном в играх, когда меня слушаются другие.

в. Я стараюсь не выделяться и выступать в хоре или группе, чем один.

в. Мне легко при всех спеть, станцевать, прочесть стихи, показать какой-то фокус.

г. Обычно меня с кем-то знакомят, потому что сам я стесняюсь и не люблю этого делать.

г. Я люблю знакомить людей между собой и собирать веселые и интересные компании.

д. Я обычно не скучаю, даже если меня оставляют одного, я всегда найду себе занятие.

д. Я не могу высидеть один дома, в компании я чувствую себя гораздо лучше.

Как расшифровать тип личности ребенка по цифровому коду

Из двух противоположных функций выбрать ту, где оказалось больше отмеченных пунктов и поставить ее порядковый номер. В итоге получится набор из четырех цифр. Каждому набору соответствует определенный тип личности:

1357 — Инспектор

2357 — Мастер

1358 — Управляющий

2358 — Лидер

1367 — Аналитик

2367 — Критик

1368 — Экспериментатор

2368 — Новатор

1457 — Хранитель

2457 — Посредник

1458 — Коммуникатор

2458 — Политик

1467 — Гуманист

2467 — Лирик

1468 — Наставник

2468 — Вдохновитель

Кроме словесного теста, рассчитанного на старшие возрастные группы детей, мы предлагаем комплексный тест для самых маленьких школьников (1-й — 5-й классы), включающий различные игровые ситуации.

ИГРА «УЗНАЙ СЕБЯ»

Цель: выявить в коллективе типы личности детей для формирования учебных групп с учетом психологических особенностей личности.

Ход игры:

Дать детям несколько заданий на определение психологических функций.

1.Нарисовать:

дом; 5 предметов или живых существ; портреты своих друзей и свой собственный; несуществующее фантастическое животное и придумать его название. Желательно, чтобы придуманное животное и его название не были похожи на уже существующие в природе.

У интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества. Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки деталей.

Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им хорошо известно из личного опыта.

Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, предпочитая прямые линии и угловатость очертаний.

Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солнышко. Люди и животные на рисунках обычно улыбаются или держатся за руки.

2. Придумать:

известны первая и последняя буквы неизвестного слова. Нужно заполнить пропущенные буквы, чтобы получилось это слово. Составить рассказ из слов: поле, лес, солнце, птицы, трава, звери (5-10 предложений).

Раздать листки с кляксами каждому участнику игры. Каждый должен написать на листке, что он видит в кляксе. (Чем больше названий, тем лучше).

Хорошие литературные способности, как правило, заложены в детях с развитой интуицией, которая способствует богатому воображению. Любимой темой в рассказах и определениях детей-этиков будут люди и их отношения. Логики отдадут предпочтение описанию каких-либо предметов или явлений.

3.Сыграть:

предлагается подвижная игра «Постройте самолет». Каждая микрогруппа должна построить самолет из числа участников. Фигура самолета может быть любой по желанию составляющих его детей (с крыльями, без крыльев, с одним или несколькими моторами, с хвостом или без него). Дается полный простор фантазии.

В детских играх роль лидеров и организаторов обычно берут на себя экстравертные дети, а в качестве исполнителей выступают интроверты — сдержанные и недемонстративные. Наиболее оригинальные и разнообразные предложения выдвигают дети с развитой интуицией.

4. Выбрать понравившуюся фигурку:

каждый игрок должен выбрать одну фигурку из четырех предложенных: квадрат, треугольник, круг и зигзаг.

В игре с геометрическими фигурками треугольник обычно выбирают сенсорные дети — с лидерскими задатками, властные и уверенные в себе; квадрат — логически мыслящие дети, уважающие порядок и дисциплину, подвергающие все строгому анализу, сдержанные в чувствах, рассудочные; круг — дети с этическим типом характера — ласковые, открытые, легко входящие в контакт с окружающими, первыми идущие к примирению; зигзаг — интуитивные дети с творческим, неординарным мышлением, поступки которых часто непредсказуемы для окружающих.

5. Перечислить как можно больше любимых блюд:

Еда и ее вкусовые качества очень интересуют сенсориков и часто бывают главной темой их разговоров. Они лучше ориентируются в качестве продуктов и их разнообразном ассортименте.

О рациональности детей можно судить, наблюдая их склонность во всех занятиях доводить начатое до конца. Иррациональные дети чаще склонны переключать внимание и отвлекаться на новые занятия, не закончив прежних. Рационального ребенка трудно переубедить в чем-то, заставить изменить свое мнение.

Иррационалы могут сами легко менять свои убеждения по ходу игры или занятий.

Автор — Анатолий Овчаров

Литература:

1. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. Г., 1990.

2. Мегедь В. В., Овчаров А. А. «Учитесь эффективно управлять людьми», Киев, «Карвали», Ровно, ППФ «Волынские обереги», 2000 г., с. 126.

3. Овчаров А.А. «Соционика — путь к личности» ТОО «Юнона», 1993 г.

4. Сборник работ зарубежных авторов «Одаренные дети», М., 1991.

5. Соколова В.И., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. Г., 1991.

6. Юнг Г.К. Психологические типы. Г., 1992.

7. Юнг Г.К. Психологические типы. СПБ «Ювента», М.,»Прогресс-Универс», 1995.