Климатические виды любви, акценты характера, уровни и дистанции отношений
Если представить виды любви в климатической интерпретации, «северной» любви – цельной, моногамной и относительно рассудочной, с компонентами субординативности, больше всего соответствуют такие ее формы как Аналита и Маниа. К такому виду любви больше склонны социотипы: Новатор, Посредник, Аналитик, Коммуникатор, Инспектор, Наставник, Лидер, Лирик, имеющие соответствующие акценты типа.: Логик и Романтик (в сочетании: «хладнокровный и страстный»),
Этой любви присущи взаимозависимость и поддержка, некий симбиоз, когда людям комфортно находиться вместе. При этом допускается независимость в выборе занятий. Это любовь — дополняющая, сплачивающая и спокойная. Их взаимное чувство долга поддерживается этическими и деловыми соображениями. Это вид любви, представляющий собой компромисс чувств и рассудка В ней возникает взаимодополнение по аспекту: разум-чувство, деловая и личная жизнь. Представители обоих видов любви тяготеют к созданию прочной, счастливой и во всех отношениях благополучной семьи, соответствующей этическим нормам и законам общества. Их сосредоточенность на семейных традициях соответствует физическому (биологическому) уровню в отношениях. Правда, иногда отношения «хладнокровного» и «страстного» социотипов бывают проблематичны, но в большинстве случаев кончаются консенсусом: либо огонь растопит лед, либо лед погасит пламя. Здесь приспосабливаться приходится обоим: Аналита умеряет свою требовательность, а Маниа — свои собственнические тенденции.
Это, по всей видимости, самый устойчивый вид любви, занимающий по прочности союза первое место. С точки зрения типов эмоций — это коммуникативно-гностический сценарий отношений, отношенчески-рассудочный.
«Восточная» любовь — объединяющая телесное и духовное – относительно демократичная, потому что наиболее типична для двух взаимодополняющих и вместе с тем независимых форм любви: Филиа и Эрос. Характерна для таких социотипов: Управляющий, Гуманист, Мастер, Вдохновитель, Новатор, Посредник, Аналитик, Коммуникатор, имеющих акценты: Фантазер и Эпикуреец. Она носит характер зеркальных отношений, при которых гармония кажется почти достижимой, и даже если потом эта иллюзия рассеивается, взаимодействие продолжается.
Хотя эти отношения не всегда продуктивны, если партнеры занимаются вместе одним конкретным делом, но берутся за него с разных сторон, но они достаточно комфортны и притягательны, так как у партнеров есть общие интересы и жизненная цель, а также духовная близость, являющаяся главным объединяющим фактором. Такое сочетание соответствует информационному уровню отношений, так как предполагает общность интересов и взглядов на жизнь Это такое сочетание, когда «заботливый» тип создает комфорт «инфантильному», а тот, в свою очередь, находит общие моменты, сближающие их еще больше и имеют наибольшую комфортность. Если кто-то нарушает эту гармонию, мираж рассеивается и тогда оба неудовлетворенны друг другом, но не сразу решаются на разрыв отношений, пытаясь восстановить утраченное.
По стабильности эта любовь на втором месте, так как люди, между которыми они существует, более независимы друг от друга, чем в отношениях Аналита и Маниа. Их взаимопонимание требует многих компромиссов и уважения к независимости партнера. С точки зрения типов эмоций — это романтически-гедонистический. сценарий любви, основанной на поиске таинственной сути отношений, поддерживающей гармонию духовного и телесного.
Для «южной» любви, носящей более выраженный авторитарно-нормирующий характер имеют склонность такие формы любви как: Агапэ и Викториа. Это социотипы: Инспектор, Наставник, Лидер, Лирик, Политик, Критик, Экспериментатор, Хранитель, имеющие соответствующие акценты типа: Победитель и Прогнозист..
Здесь имеется сочетание «виктимный», жертвенный тип личности и «агрессивный», требовательный, подавляющий. У них разворачивается сценарий весьма тонизирующих отношений соперничества и лавирования, в результате чего партнерам бывает интересно, но жарко. Их сближает страсть, но разбрасывают противоречия. Это такой вид любви, когда людям вместе трудно, а порознь — скучно. Такое взаимодействие напоминает самые сложные и противоречивые взаимоотношения партеров, в которых присутствует закон единства и борьбы противоположностей. Это как связано с желанием владеть объектом любви, как своей собственностью — с одной стороны и подчиняться ему, как своему хозяину — с другой.. Им трудно достичь большой душевной близости, комфорта и гармонии в отношениях, но она для них и не так важна, как острота ощущений вследствие резких контрастов в чувствах и поведении партнеров. Это соответствует достаточно изматывающему, но насыщенному переживаниями эмоциональному уровню контактов,
По прочности этот союз занимает третье место, так как требует большого терпения и умения приспосабливаться, что впрочем не так уж редко представителям этого вида любви все же удается из-за внутренней покорности существующим правилам игры. С точки зрения типов эмоций — это эстетически-глорический, в чем-то даже садомазохистический сценарий отношений, при котором сочетается духовности, эмоциональность и властная чувственность по принципу «причинение и терпение».
Для «западной» любви – довольно индивидуалистической и сравнительно либеральной больше всего подходят такие ее формы как Сторгэ и Прагма. К такой любви больше расположены социотипы: Критик, Политик, Экспериментатор, Хранитель, Управляющий, Гуманист, Мастер, Вдохновитель, имеющие соответствующие акценты типа: Профессионал и Миротворец. Это сочетание: «душевный и деловой».
Здесь типичен сценарий таких отношений, когда люди «формально врозь, но фактически вместе», как это бывает при отношениях равенства, когда единомышленники предоставляют друг другу свободный выбор — быть вместе или нет. В такой любви люди могут взаимодействовать, идя каждый своей дорогой. Они понимают друг друга, но не всегда поддерживают. Их совместные занятия могут быть продуктивными, но отношения не всегда комфортны, так как им недостает жертвенности и терпимости. Такой сценарий больше характерен социальному уровню отношений, где каждый ценится как независимая личность, созданная в большей степени для общества или карьеры, нежели друг для друга..
Это — самое непрочное сочетание. По прочности этот союз на четвертом месте, так как исход таких отношений бывает трудно прогнозировать. Их союз может быть прочным, если только кто-то из них не встретит на своем пути партнера, в большей степени соответствующего идеальному представлению.
Дистанция в любви
Что же касается дистанций в проявлениях чувств, то «интуитивной», наиболее далекой дистанции общения, соответствуют два вида самой возвышенной -«интуитивной» любви не столько к реальному человеку, сколько к его образу, созданному воображением. Люди, испытывающие такое чувство, могут долго любить без взаимности или в разлуке. Это становится возможным лишь при сочетании у партнеров видов любви Агапэ и Филиа, а также одинаковых интуитивных видов любви. Такая любовь наиболее ярко проявляется в пожилом возрасте, когда меньше всего нужна физическая близость, но необходимо родство душ и интересов.
Сочетание Прагмы и Аналиты соответствует рассудочной, «логической» дистанции. Эта дистанция немного короче, отношения строятся не на иллюзиях, не на духовной близости, а только на взаимопонимании. Но чувственная и эмоциональная стороны такой любви подавлены. Это чувство поздней зрелости.
«Этической» дистанции в любви соответствуют эмоциональные виды любви — Маниа и Сторгэ. В этом сочетании дистанция в отношениях значительно короче, так как требует непосредственного выражения и восприятия чувств партнера. Она наиболее эффективна в юности.
И самая короткая дистанция — «сенсорная» или физическая — у сочетания видов любви Эрос и Викториа, для которых физическое обладание объектом чувств является доминирующим. Ярче всего выражается в молодом и зрелом возрасте.
Если попытаться представить себе виды любви с точки зрения психоформ американской исследовательницы С. Деллинжер, то самые нормирующие формы любви, сухие и рациональные — это Аналита и Прагма. Самые творческие и изобретательные в поиске воображаемых достоинств любимого человека — Филиа и Агапэ. Доминантные и властные, наименее склонные подчиняться — Викториа и Эрос. А наиболее гармонизирующие, идущие на уступки ради сохранения своих позиций — Маниа и Сторгэ.
В темпераментном проявлении наиболее возбудимые и напористые — Викториа и Эрос. Они как бы имеют холерический темперамент. Спокойно и рассудительно, неторопливо, как представители флегматического темперамента, ведут себя Аналита и Прагма. А по типу сангвинического темперамента — живого, подвижного и гибкого — выражаются Сторгэ и Маниа. Подобно ранимым и чутким меланхоликам проявляют себя Агапэ и Филиа.
Мегедь В.В., 1993 г.