Какие роли мы играем? (Мегедь, Овчаров)

Какие роли мы играем?

В рамках основной социальной миссии каждой квадры имеется своеобразное распределение внутриквадральных ролей между ее представителями. Интуиты-экстраверты — Новатор, Наставник, Экспериментатор и Вдохновитель первыми предлагают новые методы для реализации общей программы квадры и задают новые программы. Интуиты-интроверты — Аналитик, Лирик, Критик, Гуманист являются корректорами и совершенствователями этих новых программ. Сенсорные экстраверты — Коммуникатор, Лидер, Политик и Управляющий лучше других могут  организовать практическую реализацию квадральной программы. Сенсорные интроверты — Посредник, Инспектор, Хранитель и Мастер являются лучшими доводчиками практической реализации, они совершенствуют и координируют дальнейшее внедрение квадральной программы.

Эти роли связаны с соционическими особенностями данных типов личности и если они занимаются той деятельностью, которая отвечает их природным склонностям, то у них это получается лучше, чем у других.

Этапы развития общества и социальные миссии типов

Каждый квадральный период, в свою очередь, можно разбить еще на четыре промежуточных периода, соответствующих каждому из четырех типов личности, входящих в состав каждой квадры. Таким образом, можно предположить существование 16-и  этапов эволюционного процесса развития общества. Каждый такой этап, как и каждый подобный ему по своей модели ЭИ-обмена социотип, выполняет свою социальную миссию в процессе эволюции общества. Это можно отследить в рамках матриц Грофа: от процесса зачатия ребенка до начала приобретения им первых навыков жизни в социуме.

Социальное развитие имеет два основных направления: эволюцию (планомерное, постепенное развитие) и инволюцию (движение вспять, корректирующее, исправляющее ошибки). Эволюция, на наш взляд, включает в себя промежуточное состояние – коэволюцию (конформизм, соглашение, договоренность). Инволюция также включает в себя временное состояние – революцию (скачкообразное ускорение процесса, сопровождающееся ломкой старого).

Эти процессы в социологии рассматриваются, в основном, отдельно, без такой четкой взаимосвязи, но на уровне конкретных типов личности, как показывает практика, эти связи все же существуют. В соционике эволюторами принято считать типы: Новатор, Наставник, Критик, Гуманист, Политик., Управляющий, Посредник, Инспектор, они склонны стремиться к стабильности в занятиях и привязанностях. Инволюторы: Коммуникатор, Лидер, Хранитель, Мастер, Экспериментатор, Вдохновитель, Аналитик, Лирик с трудом удерживают надолго какую-либо стабильность. Особенно не склонны к стабильности иррациональные инволюторы. У них процессы разрушения явно доминируют над процессами созидания, тем более, если они экстраверты.

Схема зарождения нового нам видится следующим образом: начинается каждый новый этап развития с революционного толчка, который обеспечивают экстраверты-инволюторы, представители соответствующих квадр. Их дополняют дуальные типы, затем включаются в процесс эволюторы-экстраверты и их дуалы. На новом витке спирали общественного развития, когда рассматривается уже существующее явление, социальные внутриквадральные роли распределяются иначе. Ведущими плавного процесса эволюции являются экстраверты-эволюторы с дуалами, а за ними следуют экстраверты- инволюторы со своими дуалами.

Здесь мы рассмотрим процесс революционный, то есть – зарождение нового, а не его дальнейшее развитие, которое Вы можете легко представить себе, если эта тема Вас заинтересует, домыслив сказанное самостоятельно по предложенной выше схеме развития. Названия периодов – достаточно условны и, возможно, еще  требуют коррекции. Здесь важнее  понять суть каждого периода, чтобы получить обратную проекцию на тип личности и рассмотреть его социальную роль в новых аспектах.

 

1-й квадральный период — начало процесса развития. Он имеет такие стадии:

1. Зарождение. Чтобы положить начало жизни, необходим порыв страсти, радость и наслаждение, способствующие зарождению новой жизни. Самый яркий носитель Эроса как симбиоза чувств и ощущений — Коммуникатор. Это — образ матери, без которой не появились бы на свет изобретатели, гуманисты, предприниматели и полководцы. Таким образом, физическая любовь — это начало начал. Ее символизирует сама природа в образе типа личности ЭСЭ.

2. Созидание. Построение новой структуры, то есть новой жизни, формирование скелета будущего ребенка. Это образ отца, реализующего свою миссию только при наличии матери-природы, дающей ему для этого почву, свое благословение и любовь. Это — тип ЛИИ — «Аналитик».

3. Развитие. Обобщаются знания для дальнейшей эволюции, идет продолжение творческого процесса создания нового организма. Синтез имеющегося и построение на его основе новых клеток организма. Стремление к гармонии закономерностей, воплощение идеи равенства и братства. Тип ИЛЭ —«Новатор».

4. Гармонизация. Достижение гармоничного единства матери и ребенка, объединение разных организмов в единое целое. Радость бытия вследствие гармонии чувств и ощущений. Завершение первого этапа — зарождение и вынашивание нового. Тип СЭИ — «Посредник».

 

2-й квадральный период — реализация цели.

1. Организация. Решительный, хорошо скоординированный толчок для воплощения задуманного плана в жизнь. Аналогия начала родового процесса: радикализм, воля к завершению дела, борьба и азарт победы любой ценой. Носитель такой миссии — СЛЭ «Лидер».

2. Оптимизм. Устремленность в будущее, вера в успех несмотря ни на что. Терпимость, умение приспособиться к выживанию в трудных условиях. Промежуточные периоды расслабленности во время схваток. Безмятежная покорность судьбе. Тип ИИЭ — «Лирик».

3. Идеология. Идеализм и одновременно борьба противоречий дают энергетический импульс, который приводит к рождению объединяющей всех веры в необходимость трудной миссии, внушают готовность к испытаниям и к жертвам ради осуществления идеи. Тип ЭИЭ — «Наставник».

4. Упорядочивание. Координирование действий и создание системы жизнеобеспечения для выживания в трудных условиях. Тип ЛСИ — «Инспектор».

 

3-й квадральный период — реформаторство.

1. Решимость. Новаторский дух, поиск новых путей для выхода из сложной ситуации. Готовность к риску ради возникающих перспектив, смелость первопроходца, активность, деловитость. Ощущение безысходности сменяется энтузиазмом в преодолении трудностей. Тип ЛИЭ — «Экспериментатор».

2. Осмотрительность. Воля к преодолению трудностей в реализации задуманного. Осторожность в рискованных предприятиях, стойкость, выдержка, умение сохранить достигнутое, сопротивление разрушительным тенденциям. Тип  ЭСИ — «Хранитель».

3. Реализация. Активность, дипломатичность и целеустремленность приводят к достижению цели и вызывают чувство удовлетворенности победителя, разрушившего старую систему. Тип СЭЭ — «Политик».

4. Адаптация. Рождение нового способствует релаксации и вдумчивости, осторожности и рассудительности, готовности к познанию нового мира и вместе с тем некоторой критичности к необычному положению вещей. Тип ИЛИ — «Критик».

 

4-й квадральный период — совершенствование достигнутого.

Этот период символизирует развитие ребенка на первом этапе жизни, когда он еще не оборвал свою биологическую связь с матерью. Следующее затем начало осмысленной жизни ребенка — это будет уже другой  возрастной процесс развития, имеющий свои четыре стадии.

1. Информация. Подобно тому, как крик младенца информирует о происходящем с ним, носитель этой миссии тоже становится как бы рупором нового. Начало нового этапа сопровождается поиском разных возможностей для дальнейшего развития личности. Становятся необходимыми сообразительность и догадливость при столкновении с необычной и неординарной ситуацией. Формируется интуитивное понимание скрытой сути вещей и отношений. Тип ИЭЭ — «Вдохновитель».

2. Рационализация. Поиск новых технологических решений для общего развития и выживания. Формируются первые практические навыки для выживания в сложных условиях. Игрушки — первые инструменты для развития способностей рационализатора. Ощущение дискомфорта, связанное с голодом, мокрыми пеленками, или тесным пеленанием вызывает стремление к комфорту, покою и безопасности. Тип СЛИ — «Мастер».

3. Совершенствование. Усердная тренировка различных навыков и постижение сложной науки жить: сидеть, ходить, получать желаемое и т.д. Совершенствование способности к выживанию в сложных условиях непредсказуемого внешнего мира. Стремление к комфорту и удовлетворение потребностей, первые моменты наслаждения плодами усилий. Тип ЛСЭ — «Управляющий».

4. Оценка. Подобно тому, как ребенок учится различать доброе и злое отношение, носители этой миссии обостренно воспринимают любую несправедливость, постоянно оценивая про себя поступки других. Их первые слова — путь к взаимопониманию. Формируется любовь и внимание к близким. Вместе с тем — требовательность к добросовестному выполнению своего долга другими, страдание от проявления невнимания к себе со стороны других. Тип ЭИИ — «Гуманист».

Мы рассмотрели в основном положительные стороны типов личности в контексте соответствия их  ЭИ-моделей 16-и этапам общественного развития. Но любая медаль имеет оборотную сторону. При неблагоприятных условиях развития, отрицательных качеств может оказаться больше, чем положительных. Так, волевая сенсорика, способная к преодолению любых препятствий, может обернуться безоглядной жестокостью. Сенсорика ощущений — привести к сексуальной распущенности, а этика эмоций — к истеричности. Интуиция способностей может позволить развиться самомнению, а интуиция времени — лени и апатии, хотя в хорошем проявлении она дает стимул к духовному развитию. Деловая логика может обернуться жадностью, а структурная логика — эгоизмом и уверенностью в несомненной правильности своих поступков, пренебрежительным отношением к чувствам и потребностям других. Даже этика отношений может привести к конформизму и беспринципности, а дипломатичность — к манипулятивности.

Какие роли Вы играете – по своему характеру, социальному предназначению и индивидуальному выбору между положительными и отрицательными аспектами бытия – судите сами. Завеса над этим сложным вопросом только лишь слегка приоткрылась. Мы ведем дальнейшие исследования социальных ролей типов личности, которые по-новому раскроются в нашей универсальной функционально-ролевой модели социона, но это уже тема следующей книги.

Авторы — Валентина Мегедь и Анатолий Овчаров

Литература:

1.      Аугустинавичюте А.  О дуальной природе человека , Киев, изд. МИС, 1997 г.

2.      Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.

3.      Аугустинавичюте А. «Социон»; «Теория интертипных отношений». — Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982 г.

4.      Букалов А.В., О четырех эволюционных стадиях развития и законе сменяемости квадр. — ж.»Соционика, ментология и психология личности» N 1, 1995 г.

5.      Букалов А.А. Структура и размерность функций информационного метаболизма, ж-л «Соционика, ментология и психология личности», МИС, 2, 1995 г.

6.      Букалов А.В. О механизме формирования функций информационного метаболизма в процессе рождения индивидуума. — ж.»Соционика, ментология и психология личности» N 1-2, 1996.г.

7.      Гуленко В.В. Квадры и их социально-психологические особенности. — ж. «Соционика, ментология и психология личности» N 1, 1995 г.

8.      Юнг Г.К. Психологические типы. М., 1992.