Соционические аспекты
Сегодня мы разбираем отдельные информационные аспекты, а также психологические функции, которые воспринимают и перерабатывают информацию по этим аспектам в психике человека. Таких аспектов (и функций) восемь: зкстравертированная сенсорика F, интровертированная сенсорика S, экстравертированная интуиция I, интровертированная интуиция T, экстравертированная логикаP, интровертированная логика L, экстравертированная этика E, интровертированная этика R.
Экстрасенсорика F, или функция Проявления (названия аспектов по Е.Шепетько)
Форма объекта в статике. Объект оценивается визуально; цвет, форма, красота, уродство, эстетичность, ценность (цена). Человеческая внешность, умение выгодно показать, подать себя. Цели, материальные ценности, воля к достижению этих целей. Способность навязывать свою волю другим, лидерство, управление. Подчинение, захват окружающего пространства, власть.
Экстрасенсорик всегда знает, как он выглядит. Обладает вкусом в одежде, не стесняется одеваться ярко и броско. Оценивает внешность окружающих, дает советы. Деньгами распоряжается легко, но редко остается «на мели». Любит командовать, но не терпит, чтобы командовали им. Человек целеустремленный, волевой, способен на многое ради достижения желаемого. Умеет резко мобилизовываться и мобилизовывать окружающих. Легко переносит физический дискомфорт.
Интросенсорика S, или функция Осязания
Динамика формы поля. Объект на ощупь: тепло, холод, вкус, запах, мягкость. Ощущение удобства-неудобства, самочувствие. Здоровье, гигиена. Способность создавать комфорт. Сексуальная сфера.
Интросенсорику важнее удобство, чем красота. Хорошо чувствует свое тело, разбирается в кулинарии; вкусовым ощущениям интросенсорика можно доверять. Запоминает оттенки ощущений, запахов. Создает уют, заботится о физическом благополучии и здоровье как собственном, так и окружающих. Любит умеренные физические нагрузки с последующим расслаблением и отдыхом; никогда не станет «насиловать» свой организм.
Экстраинтуиция I, или функция Обобщения
Содержание объекта в статике. Предназначение, характеристика, оценка объекта. Перспективы и возможности. Уровень развития и личностные качества человека. Оригинальность, новые идеи. Суть, смысл чего-либо.
Экстраинтуит, как говорится, «зрит в корень». Хорошо разбирается в людях, знает, кто на что способен, любит давать характеристики, критиковать. Легко определяет перспективу того или иного начинания. Экстраинтуит – «генератор идей». Он обращает внимание на все новое и оригинальное. Воспринимает не конкретно-реальную, а абстрактную информацию. Не терпит бессодержательности и бессмысленности.
Интроинтуиция T, или функция Продолжения
Содержание динамики поля. Время. Темп, ритм, скорость. Прошлое и будущее. Ассоциации, фантазии, поэзия. Пребывание. Состояния человека: страх, спокойствие, ожидание, напряжение и т.д.
Интроинтуит очень хорошо чувствует течение времени, и себя ощущает «размазанным» по временной линии. Свободно распоряжается временем, планирует, Заполняет свое и чужое время. Легко возвращается в события прошлого или воображает будущее. Может «выпадать» из реальности, «отключаться». Различает широкий спектр человеческих состояний (именно состояний, а не эмоций), чувствует состояние другого человека.
Экстралогика P, или функция Обоснования
Динамика формы объекта. События, факты, практика. Объяснения. Динамика, движения. Технологии, методы, принцип действия. Рационализация. Работа, занятие человека.
Экстралогик прекрасно разбирается во всем, что касается непосредственных действий. Много умеет, любит работать, охотно учится что-то делать. Знает, как сделать наиболее рационально, профессионально, качественно. Всему находит логическое объяснение (иногда – оправдание). Оценивает по категории «правильно-неправильно». Любит что-либо объяснять, учить других, советовать Логика такого человека – практическая. Невозможно представить экстралогика бездеятельным.
Интрологика L, или функция Интерпретации
Статика формы поля. Расстояния между объектами. Формальная логика. Иерархическая структура. Схемы, системы фактов, теории, формулы. Карьера, управленческая лестница, Социальное положение, место человека в обществе. Законы, права, обязанности, ответственность, уважение.
Интрологик мыслит системами, и любой новый факт встраивает в уже имеющуюся систему, или создает новую. По любому вопросу стремится иметь собственное мнение. Разбирается в вопросах, которые требуют строгой логики, например, программирование, математика. Знает законы общества и мира, в котором живет, видит путь продвижения по иерархической лестнице, как сделать карьеру. Устанавливает дистанции между собой и окружающими, демонстрирует уважение или неуважение, требует уважения к своей личности.
Экстраэтика E, или функция Волнения
Динамика содержания объекта. Процессы, происходящие внутри и как-нибудь себя выдающие (например, человеческие переживания). Звуки, музыка. Палитра эмоций человека, их бурные проявления. Интерес, увлеченность, энтузиазм, настроение.
Экстраэтик – человек эмоциональный как внутренне, так и внешне. Не стесняется бурно выражать свои эмоции, кричать, плакать, смеяться. На любое событие или явление есть эмоциональный отклик. Любит, чтобы у окружающих было хорошее настроение, умеет развеселить, рассмешить. Человек увлекающийся. Хорошо знает, что чувствует человек в тех или иных обстоятельствах, умеет сочувствовать и сопереживать, адекватно выражать свое сочувствие. Оценивает, что хорошо, а что плохо.
Интроэтика R, или функция Чувствования
Статика содержания поля. Притяжение-отталкивание между объектами. Привлекательность. Отношения между людьми. Чувства, симпатии-антипатии, любовь-ненависть и т.д. Этические, моральные, нравственные нормы.
Интроэтик имеет свое отношение к любому событию, явлению, человеку, и выражает его. Различает нюансы чувств, живет ими. Видит отношение окружающих людей к себе и друг к другу. Оценивает, что нравится, что не нравится. Высоко ставит моральные и этические нормы, но не слепо им подчиняется, а в случае чего может создать и свои собственные. Строит взаимоотношения с людьми, основываясь на собственных предпочтениях и симпатиях.
Автор — Вера Борисова
Опубликовано в журнале «Мост» №2/1996.