Конфликтер – ваш социальный проводник
Если бы у человека хватило мудрости по-настоящему признаться в своей слабости (в своем социально направленном, но беспомощном блоке), он безусловно бы сделал шаг навстречу своему конфликтеру.
Не вступая в близкие отношения с конфликтером, вы можете быть с ним друг для друга хорошей опорой и поддержкой в обществе, в коллективе, в социальной сфере. Конфликтер поможет Вам «выйти в люди» (в прямом и в переносном смысле), держаться в обществе, полноценно жить в социуме. Конфликтер – Ваш социальный проводник. Он поможет Вам нести Вашу ношу. Происходит социальная поддержка типа.
Дон Кихот (лоцман) и Драйзер (сводник)
Драйзер хочет быть преуспевающим человеком. Поэтому он не должен ошибаться и обязан выбирать правильный путь для своего развития и совершенствования. Выбор правильного пути – это очень сложная задача для Драйзера. Он нуждается в лоцмане, в человеке, который ему будет показывать правильное направление. Для Драйзера такая помощь будет главной поддержкой в социальной сфере.
А кто лучше Дон Кихота разбирается в правильных путях, в перспективных направлениях? Кто лучше Дон Кихота может помочь в неразрешимой ситуации? Дон Кихот правильно оценит ситуацию, найдет выход, вселит уверенность в себя, убедит в собственных достоинствах.
Дон Кихот должен ладить с людьми, должен поддерживать хорошие отношения с окружающими. Ему тяжело выполнять эти обязанности. Ему трудно вступать в контакт. А главное – он не уверен, что отношения, которые он строит, действительно хорошие. Ему трудно все время быть привлекательным, ему трудно знакомиться, заводить дружбу.
Какую неоценимую поддержку в этих вопросах ему может оказать Драйзер, знакомясь первый и сводя Дон Кихота с приветливыми людьми! Своим дружелюбием и коммуникабельностью Драйзер может наладить любые контакты.
И так… при доброй воле и достаточном альтруизме можно расширить возможности, заложенные в интертипных отношениях.
Бальзак (диспетчер) и Гюго (затейник)
Неугомонный Гюго, он должен все успеть сделать! И действительно: успех у того, кто успел. Как распределить время, дела по времени, чтобы не разрываться на части и чтобы все шло своим чередом? Чтобы на каждую процедуру тратилось ровно столько времени, сколько нужно? Где тот диспетчер, который предложит оптимальный план действий?
Лучшего диспетчера, чем Бальзак, пожалуй, не найти. Он постоянно держит на контроле динамику процесса и умеет хорошо планировать. Он может помочь Гюго снять тяжелую зависимость от времени.
У Бальзака своя зависимость – настроение. А без настроения, без увлечения тяжело включаться в происходящий процесс. Бальзак часто «спит на ходу», «отсутствует». Его надо постоянно подключать, побуждать, увлекать и забавлять.
Хорошо, если рядом есть своего рода затейник – человек, который постоянно сам увлечен и вовлекает других в интересное дело. Гюго может помочь Бальзаку в преодолении его нагрузки. Включенный Гюго поможет Бальзаку включиться. А в грустную минуту развеселит, позабавит.
Гексли (идеализатор) и Максим (наместник)
Гексли должен занимать важное положение. Он обязан быть уважаемым. Где то влиятельное место, которое позволит Гексли обеспечить его скрываемые амбиции? Кто поможет ему добыть высокое положение и удержаться на нем? Кто поможет Гексли сделать карьеру, которую, как ему кажется, он сделать должен?
Для продвижения по службе есть определенные правила (порядок), в которых очень хорошо разбирается Максим. Покровитель по натуре, сам он находит свое место под солнцем и может найти или дать место другому.
Гексли тяжело переносит неприкаянное положение (отсутствие твердого места с ясными правами). И здесь Максим может сослужить ему большую службу – он отлично разбирается в правах и обязанностях. Может помочь Гексли установить и поддерживать свои порядки. Может навязать за Гексли порядок коллективу.
Важный Максим, оказывается, должен стремиться к идеалу. Он должен быть своего рода избранником, всеми любимым. Эту задачу тяжело выполнять, не имея уверенности в себе, не понимая самого себя. Он вынужден прибегать к бесконечным болезненным самоуглублениям, к поискам идеалов вокруг и в себе. Идеал – это возвышенный поиск Максима.
Умение выбрать идеал и им восхищаться – постоянное состояние Гексли. Причем идеализирующий Гексли находит его, казалось бы, в обыкновенном человеке. Увидев прекрасную глубинную черту в характере, он может помочь человеку, и в частности, Максиму, раскрыться, приобрести уверенность в себе, приблизиться к идеалу. Гексли может помочь Максиму быть идеалом в глазах общества.
Наполеон (реализатор) и Робеспьер (адвокат)
Робеспьера распирают потенциальные возможности, много идей, проектов. Он должен себя реализовать. А вот с реализацией ему тяжело. Нужна сила воли, нужно уметь себя выгодно продать. Нужны реальные деньги, а не проекты о деньгах. Причем Робеспьеру, с его размахом, нужно много денег. Деньги надо просить, выбивать, доставать, одалживать. Для этого нужно особое умение – так расположить к себе людей, чтобы им захотелось дать Вам деньги. Очень тяжело Робеспьеру вести переговоры: кому, что и сколько.
Для Наполеона такая задача намного проще. Он легко вступает в контакты, запросто оговаривает денежные вопросы. Умеет просить и благодарить. И к тому же деньги для него не пахнут, а это расширение возможностей. Главное – добыть. В этих вопросах он может оказать неоценимую поддержку Робеспьеру, который должен реализоваться. А реализация произведенного – это еще одна неоценимая услуга Робеспьеру.
Наполеон хочет быть властелином мира. В погоне за славой, деньгами, властью, он сильно распыляется. Ему трудно сконцентрироваться на главном направлении, он его просто не видит. Суетясь, Наполеон делает много ошибок. А оправдываться для него непосильное занятие. Он должен идти правильным курсом и быть всегда правым в глазах общества.
В этой трудной ситуации Робеспьер может помочь Наполеону.
Он покажет правильное направление, выберет направление главного удара (ударит Наполеон сам). А оправдать в глазах окружающих Наполеона, попавшего в неопределенную ситуацию, для Робеспьера не составит особого труда. Он хорошо видит все стороны сложившейся ситуации, а положительные – правильные есть всегда. Для Наполеона он отличный адвокат.
Штирлиц (активист) и Есенин (оптимист)
Романтик Есенин. Его одухотворенности, возвышенным душевным порывам нет предела. Он чувствует, что обязан совершать ощутимые поступки, приносящие пользу людям. Но что и как сделать, чтобы принести пользу? Как быть активным? Как стать примером для других? Очень тяжело Есенину обосновывать свои поступки, это неумение воспринимается им как нечто вредное для окружающих.
Штирлиц может правильно сориентировать Есенина в сфере полезных дел. Своим собственным примером Штирлиц может помочь Есенину опуститься на грешную землю, в насущный мир, и показать реально существующие полезные вещи. Штирлиц может помочь Есенину активно участвовать в реальной жизни, включая его в созидательный процесс.
Штирлиц, живущий в мире реальных дел на благо общества, ощущает постоянную боль за судьбу Родины, как это не высокопарно звучит, на первый взгляд, для его сакральной сути. Ему тяжело нести этот возвышенный эмоциональный накал – переживание за судьбу людей. Он стесняется его обнародовать.
И вот этот накал может помочь раскрыть Есенин, как бы давая через себя выход ему.
Штирлиц тяжело переживает неизвестное будущее. Его часто обуревает пессимистический настрой.
Есенин, чувствующий ход времени, уже видит светлое будущее не за горами. Он может помочь Штирлицу обрести душевный покой и равновесие.
Джек (куратор) и Дюма (тренер)
Предприимчивый Джек. Ему не занимать ни решительности, ни фантазии. Все это толкает его на путь странствий и приключений. Для такой самореализации он должен иметь крепкое здоровье и железные нервы. Здоровье надо все время поддерживать в хорошей форме. Нужен своеобразный тренажер, а может быть, тренер. В качестве тренера предлагаю выбрать Дюма.
Естествоиспытатель Дюма испытает и здоровье и нервную систему Джека и так его закалит… А если серьезно, то вовлечь Джека в спортивные состязания, игры, занятия, ходить с ним на тренировки Дюма может с большим удовольствием. (Мной наблюдалось такое созвучие этих двух типов.)
Дюма хочет объять необъятное. Он чувствует, что должен сделать что-то неординарное и навсегда. Но что? Я думаю, вечный двигатель бы ему подошел. Но даже простое дело начать и закончить ему тяжело. Он плохо представляет конечный результат, ему не хватает настойчивости, он не уверен в правильности информации. Ему необходим куратор, который следил бы за процессом и информировал бы в нужный момент.
Джек мог бы быть очень полезным для Дюма в выборе технологии, в выборе оптимального варианта. Своей решительностью и информированностью Джек может вдохновить Дюма на активную деятельность. А в глазах общества создать ему образ сведущего человека.
Габен (работник) и Гамлет (гармонист)
Прагматик Габен весь в полезных делах по приобретению всевозможных благ. А душа часто в расстройстве – это, пожалуй, единственный инструмент, который не поддается Габену. Ему трудно настраивать гармонию в своей душе. Его часто мучают угрызения совести по поводу и без.
Он, как никто другой, обязан иметь чистую совесть, чистые побуждения, быть нравственным. Кто поможет ему справиться с этой ношей?
Конечно, добродушный Гамлет. Гамлет, отзывчивый к душевным мукам и переживаниям людей, может помочь снять это напряжение, взяв на себя часть этой ноши, увещевая, вселяя надежду и помогая разобраться в нравственных исканиях. Помогая разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. А умение Гамлета настраиваться на любой лад может позволить ему сыграть за Габена его музыку.
Для Гамлета, живущего в горе и в радости общества, кто бы устроил его рабочее место наиболее рационально. Кто бы позаботился об инструментах, необходимых для работы. Вообще обо всем, что нужно для плодотворной деятельности. Потому что Гамлет должен быть полезным для дела человеком. Он будет считать свой долг выполненным, если почувствует свою нужность для дела.
Вот тут Габен мог бы очень помочь Гамлету, органично включив его в нужное и полезное для всех дело. Помогая Гамлету устроить удобно рабочее место и показывая нужность и пользу его дела, он поможет ему адаптироваться в любой обстановке.
Жуков (усилитель) и Достоевский (миротворец)
Желание Жукова влиять на все и вся, соседствует в нем с обязанностью любить всех, любить общество, любить Родину, сострадать всему, проникнуться любовью к Отечеству. Такую ношу нести тяжело, потому что трудно высказать. Трудно высказать и не высказать все, что на сердце у меня. Эти слова известной песни хорошо иллюстрируют ношу, которую несет Жуков.
И хотя Достоевскому сакральное ближе, чем такие высокопарные чувства, он несет и выносит любовь ко всему человечеству через интеграцию чувств к отдельным личностям. В таком тяжелом для Жукова случае он может помочь ему, пронеся через себя эту вселенскую любовь. А в коллективе Достоевский за Жукова может поддерживать миролюбивую ситуацию. Мир Вашему Дому.
Желание мира и счастья всем людям на земле требует от Достоевского быть влиятельным. Он должен быть авторитетным, сильным, ценным в глазах общества. В коллективе он должен занимать высокое положение, быть уважаемым.
Жуков может помочь Достоевскому утвердиться в коллективе. Может придать ему соответствующий авторитет, помочь добиться высокого статуса, поднять материальное положение, зная реальные возможности. Может сам донести до общества волевой импульс, который тяготит Достоевского. Помочь в борьбе за справедливость. Иначе говоря, усилить проявления Достоевского.
Кажется, зачем мудрить: есть комфортные отношения, в которых помощь заложена по определению. Но феномен здесь в том, что мы пытаемся помочь по блоку СуперЭго, а в нем сверхценности, сверхавторитеты, и убедить его может только самый сильный блок человека, а это как раз блок Эго конфликтера.
В статье нет попытки пересматривать интертипные отношения. Более того, я являюсь абсолютным поклонником концепции А.Аугустинавичюте в изложении Е.Шепетько, потому что содержание этих отношений, изучаемое в течение четырех лет на конкретных жизненных примерах, не вызывает сомнения.
Конечно, создать идиллию в конфликтных отношениях – задача фантастичная. Но кто не мечтал сказку сделать былью? Кто не мечтал, предлагаю попробовать помечтать (или сделать).
Помечтайте и не бегите от конфликтера, как от огня. Пройдите с ним огонь, воду, а медные трубы он вам обеспечит. Правда, на семье таких опытов лучше не ставить.
Автор — Ирина Недзвецкая
Опубликовано в журнале «Мост» №3-4/1997.