Соционика — шаг в завтра
В октябре 1997 г. Днепропетровским клубом соционики и социальных технологий начал отрабатываться практический механизм сбора и анализа фактов, проверки существующих гипотез и выработки новых. Этот механизм получил название «Школа типирования» потому, что все участники этого масштабного эксперимента выносят лично для себя огромный практический опыт, оттачивают свое умение типировать. Хотя главная цель этой «Школы», конечно же, выходит далеко за рамки индивидуальных целей отдельных «студентов» (среди которых немало и профессионалов с большим опытом). Почти полугодовая апробация показала, что мы на верном пути (см. «Соционические чтения» N 7 (10) 1998). Таким образом, сегодня уже существует реальная и эффективная система получения новых научных результатов в соционике. Символично название — «Школа» — это школа не только для ее участников — это школа для самой соционики.
Однако для набора полноценной статистики необходима организация действительно масштабных исследований, которые не подсилу провести одному только Днепропетровскому клубу соционики и социальных технологий. Необходима серьезная и скоординированная работа большого количества групп социоников в различных городах. Мы обращаемся ко всему соционическому сообществу с просьбой поддержать нас в развитии инфраструктуры Школы Типирования на местах. Как мы планируем, ближайшие год-три уйдут на создание и развитие сети отделений Школы в различных городах. К концу этого периода у нас уже будет проведено реальное изучение процесса типирования, эффекта аспектного сдвига, закономерностей коллективного обсуждения ТИМа и др. Фактически, перед полноценным исследованием мы соберем информацию о самом инструменте исследования, определим его точность, выявим устойчивые погрешности и т.п. Только за тем, после создания соответствующей инфраструктуры параллельно с набором статистики по первой «контрольной группе», предлагаемый механизм начнет давать реальную отдачу для науки.
Мы отдаем себе отчет в том, что этот проект может так и остаться нереализованным — уж очень сложна сегодня ситуация в соционике, не говоря о сторонних факторах. Однако, если есть шанс создать что-то новое, реально полезное людям, то его всегда стоит использовать, даже если вероятность осуществления планов мала.
В наши дни ничего не делается даром, и те люди, которые будут участвовать или проводить соответствующие исследования, должны что-то получить, какую-то отдачу. Чтобы было интересно участвовать в Школе типирования, мы реализовали ее в виде увлекательной психологической игры. Наука получает экспериментальные данные, участники получают удовольствие и новые знания. Вот некоторые отзывы (мы собрали их после проведения первого игрового сезона):
«…Мне очень понравилось, я бы хотела научиться типировать сама, еще прийти…»
Е.П.
«…В целом мои впечатления положительны. Я узнала о себе некоторые вещи, о которых, впрочем, догадывалась. В общем, классно!…» А.К.
«…Мои впечатления очень хорошие. Еще не участвовала ни в чем подобном…» Н.О.
«…Интересно. Познавательно. Приятно…» С.Ф.
«..Много положительных эмоций. Я в восторге. Хочется самой научиться разбираться в этом…» О.Н.
|
«…Турниры — это здорово! Практика показала, что участвуя в турнирах все-таки можно научиться типировать…»
Т.С.
«…Вы здорово придумали Школу Типирования…» В.Е.
«…Мне очень понравилась идея совмещенных индивидуального и коллективного типирований…» Е.Л.
«…Если раньше мы ходили на Клуб по одиночке, то теперь соционическая братия сдружилась… Мы научились аргументировать свою позицию…Да, елы-палы, мы научились типировать!…» Н.М.
«…Это была интересная захватывающая игра — и при том небесполезная. Мы очень многому научились, на многое стали смотреть совсем по-другому…Большое Вам спасибо…» Е.С.
|
(c) 1998г. С.Э.Пецольд, С.М.Гугель, О.Н.Назарко, И.Е.Семенча, В.Л.Павлов. Текст представляет собой сокращенный вариант статьи, опубликованной в номере 8 (11) 1998 газеты «Соционические чтения«.