Соционика и игровой эксперимент
В конце 1993 г. Днепропетровский клуб соционики и социальных технологий (тогда еще — просто Клуб соционики) проводил т.н. «Вавилонский эксперимент». В его основе лежала известная библейская притча о неудавшейся попытке построить башню до неба — бог смешал языки людей и они отступились, так и не сумев договориться между собой. Эксперимент был задуман как своеобразная реконструкция тех событий, естественно, с учетом наших реальных возможностей.
Правила были очень просты. Утром назначенного воскресного дня группа участников собралась в актовом зале одной из организаций города и, начиная с некоторого времени «Ч», был объявлен запрет на использование устной либо письменной речи — нарушитель удалялся с эксперимента. Без использования языка группа должна была выбрать какой-нибудь сюжет, распределить роли и отрепетировать по этому сюжету спектакль. Спектакль должен был состоятся вечером того же дня, время его начала было назначено заранее, и в качестве меры «по сжиганию мостов» {1} на спектакль было приглашено достаточно большое количество зрителей.
Начало эксперимента было назначено на 10 утра, спектакль — на 5 часов дня. Его длительность должна была составить порядка часа, после чего было еще запланировано 2-х часовое обсуждение.
Эксперимент удался!
Пришедшие на спектакль зрители увидели полу-СТЭМовский {2} вариант «Алисы в стране чудес». Естественно, полного взаимопонимания «немых» людей нам добиться не удалось. Например, парень, игравший Чеширского кота и растворявшийся в воздухе, оставляя за собой одну лишь улыбку, делал это очень здорово — зрители оценили его актерскую работу как одну из лучших. Однако он сам не только не понял, кого же он играл, но даже не догадался о сюжете {3}. Но большинство играло вполне сознательно, и не угадавших сюжет было только двое. Зрителям спектакль понравился, хотя, конечно, участники получили несоизмеримо большее удовольствие.
Некоторые участники эксперимента по своей молодости поспешили обьявить тогда о факте опровержения Библии. С сегодняшних позиций это мероприятие оценивается, конечно же, совершенно по-другому — прежде всего, как первое звено в цепи проектов нашего клуба, основанных на идеологии «игрового эксперимента». Смысл этой идеологии в том, что учебные мероприятия, организуемые и проводимые нашим клубом, обычно являются одновременно увлекательной игрой (с точки зрения участников) и экспериментом, позволяющим получить новые наблюдения и научные данные (с точки зрения организаторов). Например, в Вавилонском эксперименте его учебная цель очевидна — тренировка невербальных коммуникативных способностей и эмпатии у участников. Экспериментальная цель состояла в наблюдении за проявлением интертипных отношений в условиях измененной структуры информационного потока. На этом, кстати, стоит остановиться поподробнее.
Согласно классической соционической теории, пара ИЛЭ-СЭИ является в некотором роде «неправильной». ИЛЭ — это самый «интровертированный» из всех экстравертов, в то время как СЭИ наоборот, самый «экстравертированный» из всех интровертов. Соответственно, инициатива в общении в начале обычно принадлежит СЭИ, и только затем переходит к ИЛЭ. Очень яркую иллюстрацию этого тезиса мы получили во время нашего эксперимента — первая версия сюжета («сказка про Колобка») была предложена СЭИ, и затем ИЛЭ, возмущенный возможностью такого упрощения мероприятия, убедил всех выбрать «Алису в стране чудес».
Наблюдавшиеся во время эксперимента примеры интертипных взаимодействий, подобные только что приведенному, очень наглядны, и часто приводятся нами во время учебных семинаров для иллюстрации тех или иных положений теории. Однако, конечно же, основным результатом эксперимента является не богатая коллекция необычных примеров, а итоговый вывод о наблюдавшейся проявляемости интертипных отношений вне зависимости от доли информации, приходившейся на вербальную составляющую информационного потока.
Идеология «игрового эксперимента» за более чем 5-летнюю историю клуба доказала свою оправданность и эффективность. Последним из проектов, реализованных в соответствии с этой идеологией, является наша Школа типирования. Она представляет собой многомесячную увлекательную психологическую игру, участники которой оттачивают свое умение определять психологические типы окружающих. Для клуба же это возможность сбора уникального статистического материала, дающего возможность получения новых научных результатов.
В заключении, мне хотелось бы призвать читателей (в особенности иногородних, не имеющих возможности посещать заседания нашего клуба) к развитию и использованию идеологии «игрового эксперимента» вообще, и к участию в Школе типирования в частности.
- На стене зала мы повесили большой плакат с текстом «Взялся за гуж — полезай в кузов»
- Аббревиатура СТЭМ означает «студенческий театр эстрадных миниатюр».
- Вот что значит настоящая режиссура!
(c) 1998г. В.Л. Павлов. Статья опубликована в номере 9 (12) 1998 газеты «Соционические чтения«.