Описание квадр (Голихов)

Описание квадр

Для простоты определения ценностей типа я предлагаю ввести такое понятие как ценностные или квадральные признаки. На мой взгляд, это будет намного эффективнее, чем тем же популярные ныне признаки Рейнина. Разница – тут все будет просто и понятно как с точки зрения содержания функций, так и уверенности в том, что они – реально существуют в природе. Кроме того, очень легко будет определять их, даже просто ориентируясь по их названиям. Ценностные признаки тогда будут выглядеть так:

Объектная логика / субъектная логика – правильные / понимающие

Первые будут ориентироваться на правила и законы объективного мира, устанавливать их и соблюдать.  Вторые – на стремлении понимать что-либо или кого-либо.

Объектная этика / субъектная этика – компромиссные / откровенные

Первые ориентируются в своем поведении на хорошее отношение к себе, тем самым, идя на компромиссы с реальностью в своем отношении к чему-либо. Вторые – стремятся к откровенным высказываниям своего отношения к кому-либо или чему-либо.

Объектная сенсорика / субъектная сенсорика – волевые / вкушающие

Первые ориентируются на волю, силу к достижению целей в физической реальности. Вторые – стремятся в ней все вкусить, попробовать.

Объектная интуиция / субъектная интуиция – романтичные / принципиальные

Первые ориентируются на гармонию и открывающиеся возможности окружающего мира. Вторые – на принципиальность и «внутренний стержень» человека.

Квадра Альфа

Признаки: понимающие, компромиссные, вкушающие, романтичные.

Субъектная логика – моя логика. Мое понимание, объяснение, теория, концепция, мое мировоззрение, описание, учения, взаимопонимание. В отличие от объектной логики – важно понимать все структурно, целиком. Одна концепция дополняет другую, важнее все понимать, нежели «зубрить» с целью использовать это на практике. Не так важны факты, как концепции (иногда даже — тем хуже для фактов), иногда «словоблудие» — логика ради логики, стремления подискутировать, а не решать конкретные задачи. «Закон может не соблюдаться, если я с ним не согласен». Хороша для развития личности с точки зрения умения размышлять в рамках «расширения кругозора», умения выйти за рамки обыденности окружающей действительности (скажем – абсурдистские концепции). «Я понял твое учение, сенсей».

Объектная этика – этика внешнего мира. Отношение людей ко мне и между собой. Эмоции других людей, внешние отношения, которые «видны вооруженным глазом». В отличие от субъектной этики – это что-то вроде «умения дружить», жить всеобщим позитивом, положительными эмоциями друг друга, созидать позитив и нравиться друг другу, мораль общества, какой-то группы, к которой принадлежит человек. Мораль именно общественная, несколько изменчивая именно по сути своей, так как понятие нормы постоянно корректируется обществом. Важно уметь нравиться, более манипулятивная по сути своей, но и люди чаще более легки и приятны в общении, умеют нравиться, а не просто «гнуть свою линию морали». Также под этим можно подразумевать такое понятие как социальное ожидание, то есть требование к адекватности поведения человека исходя из конкретной ситуации с точки зрения общества или группы: например – с точки зрения социальных ролей. «Я пришел на работу, сказал здравствуйте, а мне даже никто не ответил, не уважают».

Субъектная сенсорика – мои внутренние ощущения (непосредственно моя сенсорика как таковая). Вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Все радости сенсорных ощущений: изысканная еда, поглаживания, массаж. Удобно – неудобно, приятные ощущения – неприятные, вкусно – не вкусно. Самочувствие и здоровье тела. Не так важно как тебя воспринимают снаружи, как мои внутренние ощущения. Если нравится какое-то физиологическое ощущение – значит это хорошо, даже если кто-то будет вас считать слабым. Мягкие поглаживания и прикосновения, эротизм, весь этот сенсорный «сюсю-мусю».

Объектная интуиция – целостность и гармония внешней ситуации. Потенциальные возможности, расписание заранее известных событий, умение маневрировать в них. Стремление улучшить мир, сделать его более гармоничным. Неприятие разрушения внешней гармонии мира. Уклад, традиции. Ощущение того, что в данной ситуации будет сделать гармонично, а что нет. В отличие от субъектной интуиции – акцент идет на окружающем мире, а не на том, кто что чувствует внутри. То есть – важнее может быть «всех помирить», все успеть, чем достичь внутреннего спокойного состояния или быть идейным и последовательным человеком.

Общее описание квадры. Квадра новаторов, генераторов передовых и революционных идей, исследователей неизвестных явлений нашего мира. В ней не стыдно быть слабым, важно уметь дружить, излучать позитивные чувства и эмоции. Не страшно ошибаться, страшно быть консервативным, закостенелым, отсталым от жизни, не уметь радоваться жизни. Поощряется стремление понимать и познавать окружающий мир, даже если в чем-то ошибаешься, это все равно лучше и интереснее, чем просто узнавать все из учебников. Не умеют считать деньги, тратят их направо – налево на разные удовольствия, отчего считаются детсадом социона. Не любят внешнего порядка наподобие армейского, чиновничьего, когда все строго прописано: кто что должен делать. Среди представителей квадры часто встречаются люди, склоняющиеся к психологии хиппи – «детей солнца». Они живут какими-то, ну очень уж простыми радостями жизни: вкусная еда, питье, секс в качестве эротизма и взаимных поглаживаний, веселье, праздники и прочие простые радости жизни. Гоняются за всеми открывающимися возможностями мира с бешеной скоростью и боятся что-то упустить. Стараются взять от жизни максимум удовольствий, но иногда увлекаются ими, что иногда чревато для здоровья. Не любят тех, кто режет «правду-матку» в глаза,  разрушая общий позитив. Также не любят тех, кто пытается всех «построить» и записать в чьи-то ряды во имя какой-то идеи. Часто слывут пацифистами. Не очень любят высказывать свои настоящие чувства, чаще предпочитают обходиться теми, которые положено высказывать в той или иной ситуации. Среди представителей квадры часто встречаются ученые, конструкторы, медики, специалисты по уюту и комфорту, музыканты, экологи, педагоги, психологи, юристы, многие соприкасаются с продовольственной сферой в своей деятельности. Вообще часто находят прелести жизни в очень простых профессиях, так как нет стремления кому-то и чего-то доказывать именно в качестве социального признания их заслуг. Любят природу, жизнь вообще. Часто находят себе пристанище вдали от цивилизации, поближе к гармонии мира. А цивилизацию часто могут расценивать как зло, если не считать предметы быта и физические удобства.  Жуткие гедонисты. То, что говорится ими, может не всегда совпадать с делами, поэтому как деловые партнеры могут быть не очень надежными. К тому же, если исполнение обещаний становится невыгодным,  могут попытаться отказаться от него, если это не противоречит собственной морали.

Квадра Бета

Признаки: понимающие, компромиссные, волевые, принципиальные.

Субъектная логика – моя логика. Мое понимание, объяснение, теория, концепция, мое мировоззрение, описание, учения, взаимопонимание. В отличие от объектной логики – важно понимать все структурно, целиком. Одна концепция дополняет другую, важнее все понимать, нежели «зубрить» с целью использовать это на практике. Не так важны факты, как концепции (иногда даже — тем хуже для фактов), иногда «словоблудие» — логика ради логики, стремления подискутировать, а не решать конкретные задачи. «Закон может не соблюдаться, если я с ним не согласен». Хороша для развития личности с точки зрения умения размышлять в рамках «расширения кругозора», умения выйти за рамки обыденности окружающей действительности (скажем – абсурдистские концепции). «Я понял твое учение, сенсей».

Объектная этика – этика внешнего мира. Отношение людей ко мне и между собой. Эмоции других людей, внешние отношения, которые «видны вооруженным глазом». В отличие от субъектной этики – это что-то вроде «умения дружить», жить всеобщим позитивом, положительными эмоциями друг друга, созидать позитив и нравиться друг другу, мораль общества, какой-то группы, к которой принадлежит человек. Мораль именно общественная, несколько изменчивая именно по сути своей, так как понятие нормы постоянно корректируется обществом. Важно уметь нравиться, более манипулятивная по сути своей, но и люди чаще более легки и приятны в общении, умеют нравиться, а не просто «гнуть свою линию морали». Также под этим можно подразумевать такое понятие как социальное ожидание, то есть требование к адекватности поведения человека исходя из конкретной ситуации с точки зрения общества или группы: например – с точки зрения социальных ролей. «Я пришел на работу, сказал здравствуйте, а мне даже никто не ответил, не уважают».

Объектная сенсорика – внешняя сенсорика. То есть, если можно так сказать, как чувствуют меня другие (в физическом смысле). Воля, сила, деньги, власть, умение манипулировать объектами, побеждать, действовать, внешняя эстетика и красота (кого-то или чего-то), роскошь, богатство, уважение, почет, солидность, «умения» вообще. Умение ставить цели и добиваться их. «Не хочешь – научим, не можешь – заставим». Не так важно то, что я чувствую внутри (в  физиологическом смысле) как то, как меня воспринимают снаружи другие. Так, например, если больно – то лучше вида не подавать, чтобы тебя не считали слабым. Внешняя мимика и движения призваны демонстрировать силу. Крепкие прикосновения, насыщенные силой и энергией.

Субъектная интуиция — целостность и гармония внутренней ситуации. Внутренняя гармония человека, идейность, внутренние убеждения, настроение, внутренняя непротиворечивость с самим собой. Оценка действий людей с точки зрения внутренних мотивов, умение разбираться во внутреннем мире другого и себя. Умение создавать внутри себя и других определенные внутренние состояния, настроения, способность почувствовать внутреннюю суть явлений. В отличие от объектной интуиции – акцент идет не на том, где что можно улучшить в мире, чтобы он был гармоничным, успеть все сделать, а на том, что происходит внутри тебя и других. Время в данном случае – не способ все успеть «в миру», а возможность самосозерцания, определенного внутреннего настроения. Даже если снаружи все плохо, внутри человек может чувствовать себя абсолютно гармонично, особенно если при этом его идейные принципы не страдают и он остается  «верен сам себе».

Общее описание квадры. Квадра внедрятелей передовых идей в жизнь, революционеров, борцов за идею и справедливость. В ней приветствуются положительные эмоции, важно уметь дружить, излучать позитивные чувства. Не страшно ошибаться, страшно «быть как все», «посредственностью». Поощряется стремление понимать и познавать окружающий мир, даже если в чем-то ошибаешься, это все равно лучше и интереснее, чем просто узнавать все из учебников. Не любят тех, кто режет «правду-матку» в глаза, разрушая общий позитив. Но иногда, когда «накипит в душе» – это все же позволительно, так как никто здесь не любит чувствовать себя слабым или униженным. В ней стыдно быть слабым, почетно быть сильным, победителем, много чего уметь в жизни. Любят соревноваться, спорт. Ради хорошей идеи могут пойти на многое, смело отстаивать ее, даже оставаясь в явном меньшинстве. Воспевают героизм, славу.  Умеют обращаться с деньгами, им важно добиваться социального признания, успешности, славы, почета, уважения. Не так важна внешняя гармония, сколько внутреннее спокойствие и безмятежность, вопреки всем проблемам мира. Почетно плевать в лицо опасности, бросать вызов превосходящему тебя по силе врагу, побеждать любой ценой. Отношение к сексу как к сексу, а не как к эротизму и взаимным поглаживаниям разных частей тела. Не очень любят высказывать свои настоящие чувства, чаще предпочитают обходиться теми, которые положено высказывать в той или иной ситуации. Они часто находят себе место в жизни среди артистов, финансистов, бизнесменов, спортсменов, тренеров, сотрудников силовых структур, чиновников, педагогов, психологов, аналитиков. Не любят бюрократии, поэтому их бизнес часто построен на том, чтобы вообще не связываться с бюрократическим аппаратом, если они с ним не знакомы достаточно хорошо.  Неприхотливы в быту, но любят окружать себя предметами роскоши. Важно держать данное слово, даже если это уже невыгодно. Поэтому их важное качество – надежность и хорошая репутация, последовательность, принципиальность, согласие с самим собой. То, что говорится и делается, как правило совпадает. Поэтому они – надежные партнеры, на которых можно положиться.

Квадра Гамма:

Признаки: правильные, откровенные, волевые, принципиальные.

Объектная логика — логика внешнего мира. Объективные знания, правила, факты, законы, связь внешних событий, «моя территория», практика (иногда ее еще называют процедурной логикой). В отличие от субъектной логики – важно то, «как это есть на самом деле», а не как ты это понимаешь (но и это самое «на самом деле» может быть не обязательно верным). Каждое знание может идти немного  отдельно, важна практичность в решении проблемы, а не умение все понимать: «чтобы собрать автомат нужно эти детали собрать с этими вот таким вот образом». В данном случае логика – сугубо практическая штука для решения конкретных задач, не нужно зарываться в теории, чтобы делать конкретные дела, можно просто узнать «порядок вещей» и что-то сделать, исходя из него. «Если на улице идет дождь — то нужно искать зонт, чтобы не намокнуть».

Субъектная этика – моя этика. Мое отношение к другим людям или чему-либо вообще, моя мораль, мои чувства и эмоции, люблю / ненавижу кого-либо. В отличие от объектной этики – более «жесткая», так как нет стремления всем нравиться, зато важнее, чтобы все нравились тебе, откуда иногда появляется некоторое морализаторство, так как таким людям скандалить гораздо проще, при этом их внутренняя этика может не страдать. Может отличаться от общественной морали, что иногда чревато последствиями. Важно, чтобы нравились тебе, поэтому реже «прогибается под изменчивый мир»: «если я тебя придумал – стань таким, как я хочу». Тут важнее честно говорить, что думаешь и чувствуешь на самом деле, нежели прятать свое мнение за конвенциональное поведение. Ее суть – это собственные на 100% искренние оценки всему кругом с точки зрения «хорошо – плохо». «Мне очень не нравится ваш хамский тон».

Объектная сенсорика – внешняя сенсорика. То есть, если можно так сказать, как чувствуют меня другие (в физическом смысле). Воля, сила, деньги, власть, умение манипулировать объектами, побеждать, действовать, внешняя эстетика и красота (кого-то или чего-то), роскошь, богатство, уважение, почет, солидность, «умения» вообще. Умение ставить цели и добиваться их. «Не хочешь – научим, не можешь – заставим». Не так важно то, что я чувствую внутри (в  физиологическом смысле) как то, как меня воспринимают снаружи другие. Так, например, если больно – то лучше вида не подавать, чтобы тебя не считали слабым. Внешняя мимика и движения призваны демонстрировать силу. Крепкие прикосновения, насыщенные силой и энергией.

Субъектная интуиция — целостность и гармония внутренней ситуации. Внутренняя гармония человека, идейность, внутренние убеждения, настроение, внутренняя непротиворечивость с самим собой. Оценка действий людей с точки зрения внутренних мотивов, умение разбираться во внутреннем мире другого и себя. Умение создавать внутри себя и других определенные внутренние состояния, настроения, способность почувствовать внутреннюю суть явлений. В отличие от объектной интуиции – акцент идет не на том, где что можно улучшить в мире, чтобы он был гармоничным, успеть все сделать, а на том, что происходит внутри тебя и других. Время в данном случае – не способ все успеть «в миру», а возможность самосозерцания, определенного внутреннего настроения. Даже если снаружи все плохо, внутри человек может чувствовать себя абсолютно гармонично, особенно если при этом его идейные принципы не страдают и он остается «верен сам себе».

Общее описание квадры. Квадра людей, умеющих работать, бизнесменов. В ней стыдно быть слабым, почетно быть сильным, победителем, много чего уметь в жизни. Любят соревноваться, спорт. Ради хорошей идеи могут пойти на многое, смело отстаивать ее, даже оставаясь в явном меньшинстве. Воспевают героизм, славу. Умеют обращаться с деньгами, им важно добиваться социального признания, успешности, славы, почета, уважения. Не так важна внешняя гармония и дружелюбие, сколько внутреннее спокойствие и безмятежность, вопреки всем проблемам мира. Почетно плевать в лицо опасности, бросать вызов превосходящему тебя по силе врагу, побеждать любой ценой. Отношение к сексу как к сексу, а не как к нежным прикосновениям и взаимным поглаживаниям разных частей тела. В этой квадре не принято скрывать своих чувств и отношений к чему-либо, только если это может повредить чему-то, скажем, деловым отношениям. В остальных случаях свои принципы, идеи, мораль — именно навязывается окружающим, так как их отсутствие воспринимается как зло. Если мнения на них не совпадают, то вопрос решается путем прения сторон и нахождения компромисса, умения договариваться, учитывать интересы друг друга. Именно поэтому ее часто воспринимают как агрессивную, но это только оттого, что она наиболее откровенная из всех. «Не согласен со мной – спорь, а если не хочешь – значит просто нет мотива отстаивать свои интересы и принципы, а у меня они есть и значит я прав». Среди представителей квадры часто встречаются бизнесмены, экономисты, торговцы, финансисты, чиновники, представители силовых структур, ученые, лекторы, артисты, воспитатели, спортсмены, тренеры, администраторы, политики, конструкторы, механики. Любят порядок, не терпят хаоса, безответственности. Такое чувство, что такое понятие как устав для них должен существовать в любом деле. Бескомпромиссны в вопросах морали, нравственности именно в своем ее понимании. Не любят пустой болтовни, любят факты, объективные законы. Активны во внешней деятельности и их не пугает бюрократия и другие барьеры. Если надо обойти десять инстанций – они это сделают запросто. Такое чувство, что они себя чувствуют во всем этом как рыба в воде. Неприхотливы в быту, но любят окружать себя предметами роскоши. Важно держать данное слово, даже если это уже невыгодно. Поэтому их важное положительное качество, зачастую – деловая надежность и репутация, последовательность, принципиальность, согласие с самим собой. Такое чувство, что договариваются в любом деле – от личных, до деловых отношений. Поэтому, не найдя контраргументов,  могут начать все делать по-своему, прийти «со своим уставом в чужой монастырь».  Ценят понятие «моя территория». Им важно иметь место, на котором они будут главными.

Квадра Дельта:

Признаки: правильные, откровенные, вкушающие, романтичные.

Объектная логика — логика внешнего мира. Объективные знания, правила, факты, законы, связь внешних событий, «моя территория», практика (иногда ее еще называют процедурной логикой). В отличие от субъектной логики – важно то, «как это есть на самом деле», а не как ты это понимаешь (но и это самое «на самом деле» может быть не обязательно верным). Каждое знание может идти немного  отдельно, важна практичность в решении проблемы, а не умение все понимать: «чтобы собрать автомат нужно эти детали собрать с этими вот таким вот образом». В данном случае логика – сугубо практическая штука для решения конкретных задач, не нужно зарываться в теории, чтобы делать конкретные дела, можно просто узнать «порядок вещей» и что-то сделать, исходя из него. «Если на улице идет дождь — то нужно искать зонт, чтобы не намокнуть».

Субъектная этика – моя этика. Мое отношение к другим людям или чему-либо вообще, моя мораль, мои чувства и эмоции, люблю / ненавижу кого-либо. В отличие от объектной этики – более «жесткая», так как нет стремления всем нравиться, зато важнее, чтобы все нравились тебе, откуда иногда появляется некоторое морализаторство, так как таким людям скандалить гораздо проще, при этом их внутренняя этика может не страдать. Может отличаться от общественной морали, что иногда чревато последствиями. Важно, чтобы нравились тебе, поэтому реже «прогибается под изменчивый мир»: «если я тебя придумал – стань таким, как я хочу». Тут важнее честно говорить, что думаешь и чувствуешь на самом деле, нежели прятать свое мнение за конвенциональное поведение. Ее суть – это собственные на 100% искренние оценки всему кругом с точки зрения «хорошо – плохо». «Мне очень не нравится ваш хамский тон».

Субъектная сенсорика – мои внутренние ощущения (непосредственно моя сенсорика как таковая). Вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Все радости сенсорных ощущений: изысканная еда, поглаживания, массаж. Удобно – неудобно, приятные ощущения – неприятные, вкусно – не вкусно. Самочувствие и здоровье тела. Не так важно как тебя воспринимают снаружи, как мои внутренние ощущения. Если нравится какое-то физиологическое ощущение – значит это хорошо, даже если кто-то будет вас считать слабым. Мягкие поглаживания и прикосновения, эротизм, весь этот сенсорный «сюсю-мусю».

Объектная интуиция – целостность и гармония внешней ситуации. Потенциальные возможности, расписание заранее известных событий, умение маневрировать в них. Стремление улучшить мир, сделать его более гармоничным. Неприятие разрушения внешней гармонии мира. Уклад, традиции, праздники как способ достижения внешней гармонии с миром. Ощущение того, что в данной ситуации будет сделать гармонично, а что нет. В отличие от субъектной интуиции – акцент идет на окружающем мире, а не на том, кто и что чувствует внутри. То есть – важнее может быть «всех помирить», все успеть, чем достичь внутреннего спокойного состояния или быть идейным и последовательным человеком. «Как прекрасен этот мир, посмотри».

Общее описание квадры. Квадра созидателей. В ней не принято скрывать своих чувств и отношений к чему-либо. Любят порядок, не терпят хаоса, безответственности. Бескомпромиссны в вопросах морали, нравственности именно в своем ее понимании. Не любят пустой болтовни, любят факты, объективные законы. В ней не стыдно быть слабым, страшно быть консервативным, закостенелым, отсталым от жизни, не уметь радоваться жизни. Не умеют считать деньги, тратят их направо – налево на разные удовольствия, живут, зачастую, простыми радостями жизни: вкусная еда, питье, секс в качестве эротизма и поглаживаний, веселье, праздники и прочие простые радости жизни. Гоняются за всеми открывающимися возможностями мира с бешеной скоростью и боятся что-то упустить. Стараются взять от жизни максимум удовольствий, но иногда увлекаются ими, что иногда чревато для здоровья. Любят природу, жизнь вообще, праздники, традиции. Часто находят себе пристанище вдали от цивилизации, поближе к гармонии мира. То, что говорится ими, может не всегда совпадать с делами. Поэтому как деловые партнеры могут быть не очень надежными. К тому же, если исполнение обещаний становится невыгодным – могут иногда запросто отказаться от него, если это не противоречит собственным моральным принципам.  Часто становятся чиновниками, музыкантами, администраторами, лекторами, воспитателями, врачами, юристами, экологами, конструкторами, механиками. Многие соприкасаются с продовольственной сферой, вопросами комфорта, искусства,  любят работать в военных структурах, но обычно не на боевых должностях. Могут выбирать себе простые, но прибыльные профессии, не столько с целью сделать карьеру, сколько с целью «срубить денег». Вообще карьеру часто делают за счет своих связей, кланового принципа.  Гедонисты. Ценят понятие «моя территория». Им важно иметь место, на котором они будут главными. Ценят правила, считают нужным иметь распорядок действий, но они связаны либо с целесообразностью, либо с таким понятием как устав, традиции, но никак не с идейностью и принципиальностью. То есть любят наводить порядок, но воевать не любят, если это не противоречит каким-либо их нормам. А вот покомандовать как раз очень любят, повыяснять отношения, поссориться, поконфликтовать. Но также легко и мирятся, так как это – просто такой образ жизни, достаточно открытый. Что-то не понравилось – сразу все вывалил на «ближнего своего», потом отпустило, помирились, и все снова хорошо. Ценят естественность. Не любят фальшивых чувств, притворств. «Лучше скажи как есть, чем будешь мне «зад лизать», а потом нож в спину воткнешь». Не любят громких лозунгов, не верят тем, кто хочет казаться хорошим, так как это противоречит понятию естественности. Созидают порядок, гармонию внешнего мира. Это и есть их основное занятие. Некоторые представители этих типов любят сбиваться в общины и жить так в согласии с природой, общими правилами, традициями, нормами и работать вместе, вместе отдыхать. Или это может быть еще клановый принцип, семьи.

Автор — Голихов Дмитрий

Источник — «Инструментальная соционика»