Закономерности сменяемости квадр (Стратиевская)

Закономерности сменяемости квадр

I. В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ СМЕНА ДОМИНИРУЮЩИХ АСПЕКТОВ ПРОИСХОДИТ:

По достижении ими различных критических уровней ЭКО- целесообразности их дальнейшего развития в квадре. А именно:

• По достижении ими ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ — УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ ИЛИ ЭКО — ОПТИМУМА, — когда достигнутые результаты развиваются и внедряются уже последующими информационными аспектами (которые и приписывают себе эти результаты или принимают их как нечто само собой разумеющееся, оттесняя предыдущий инволюционный аспект в тень). Как это, например, происходит с инволюционными интровертными аспектами (квестимными): они наведут порядок в окружающей их среде, очистят поле деятельности для будущих работ, а обрабатывают («засеивают») его уже последующие интровертные эволюционные (деклатимные) аспекты, они же и распоряжаются результатом («собирают урожай»), передавая его (на хранение и доработку) последующим аспектам.

Наглядный тому пример: преемственность отношений инволюционных аспектов инволюционной сенсорики ощущений (-б.с.) — программный аспект СЛИ, Габена и эволюционной сенсорики ощущений (+б.с.) — программный аспект СЭИ, Дюма.

Интроверт — сенсорик — ИНВОЛЮТОР Габен выходит на новые земли, расселяется на дальних рубежах, проводит техническую подготовку, необходимую для освоения новых территорий (-б.с. / +ч.л.), а осваивает, заселяет и обживает эту территорию, как только она становится оптимально пригодной для жилья, сменяющий его на этом поприще интроверт — сенсорик — ЭВОЛЮТОР — СЭИ, Дюма (+б.с./-ч.э. ).

Распределять материальные блага на этой территории Дюма доверяет инволюционному интроверту — логику — ЛИИ, Робеспьеру (-б.л./ +ч.и.), который получает эту должность по праву самого честного и справедливого. А жёсткий, административный аппарат на этой территории (чуть только она организуется и дисциплинируется) создаёт последующий эволюционный — интроверт — логик бета — квадры — ЛСИ, Максим (+б.л.), — выбивается в доминанты системы, берёт власть в свои руки и управляет сообществом по праву самого строго, сильного, ответственного и организованного.

С деспотизмом Максима борется инволютор — интроверт — интуит — этик бета — квадры ИЭИ, Есенин (-б.и./ +ч.э.): проводя серию хитрых и тонких интриг, он смещает диктатора — Максима, а заодно и разваливает всю так строго и прочно организованную им административную систему («ни к чему так много власти в одни руки»), подготавливая, тем самым, условия для новых кардинальных перемен. В новых условиях эстафету принимает последующий интроверт — эволютор — интуит — логик — гамма — квадры — ИЛИ, Бальзак (+б.и./-ч.л.). На первых порах все разрушенные в предыдущий период инфраструктуры приходится восстанавливать и технически оснащать ему.

Этическим переустройством общества занимается интроверт — инволютор этик — сенсорик гамма — квадры — ЭСИ, Драйзер (- б.э./ +ч.с.): борется с криминальными пережитками прошлого, действуя по принципу: «Истреби зло из среды своей». Чуть только общество почувствует себя защищённым, как плодами его труда начинает пользоваться интроверт — эволютор — этик — интуит дельта — квадры — ЭИИ, Достоевский (+б.э./-ч.и.), заменяя его суровые заповеди своими добрыми и милосердными. Многое из того, что запрещалось раньше, теперь разрешается: живите и радуйтесь! Общество устремляется к новым свершениям и горизонтам. И первым на дальние рубежи выходит СЛИ, Габен (-б.с./ +ч.л.) — интроверт — инволютор — сенсорик — логик дельта — квадры. Он находит подходящие территории, начинает их подготавливать к освоению. И тут со своим многочисленным потомством снова появляется Дюма (+б.с.) — интроверт — эволютор сенсорик — этик альфа — квадры, и начинает их заселять, обживать и осваивать. А Габен (если не уживётся в том сообществе) уходит искать себе другие земли. Всё возвращается на круги своя, но теперь уже на другом уровне, с учётом опыта и знаний, накопленных в прошлом.

— Чем объясняется такая стремительность захвата и вытеснения эволюционными аспектами инволюционных?

— Прежде всего, это объясняется тем, что эволюционные процессы, по всей видимости, не любят запаздывать. Не случайно, поэтому, основную инициативу захватывают эволюционные интровертные аспекты деклатимной модели. А значит и эта стремительность процессов объясняется программированием деклатимной модели на близкие пространственно — временные отношения. Со свойственной им убеждённостью деклатимы не сомневаются в своём праве включаться в общий созидательный и перспективный (+б.и.) процесс. Поэтому, чуть только наступает подходящий момент (или момент завершения предварительной (инволюционной) подготовки), — а деклатимы его предчувствуют по своей интуиции ближайших перемен (+б.и.), — как они понимают (по родственному своему эволюционному аспекту), что пора включаться в работу, пора начинать действовать, пора принимать эстафету. И принимают эстафету (если не сказать перехватывают её). Если возникают какие — то разногласия с родственным интровертом — инволютором по поводу новых, внедряемых преемником эволютором эволюционных программ, эволютор — интроверт как деклатим (на правах убеждённого) попросту вытесняет своего предшественника — инволютора из аспектного (информационного) поля, — объявляет, что его время ушло, его методы устарели. И в какой — то степени оказывается прав: перед напором родственного эволютора — деклатима (убеждённого в своём праве настаивать на своём мнении) инволютору — квестиму (как сомневающемуся в своём праве отстаивать своё мнение) устоять очень трудно. Так, например, квестиму — объективисту — Габену трудно спорить с деклатимом — субъективистом — Дюма. (Даже при том, что Габен — упрям, а Дюма — уступчив). Для Дюма (как для любого субъективиста) личное мнение — это истина в последней дистанции. А с помощью деклатимной убеждённости в своей правоте Дюма может настоять на своём при любых условиях. (Особенно, если действует по своей программе: заселяет новые земли для себя и своего потомства. Габен ему в этом вопросе — не указ. Даже если он сам лично расчистил эту землю и подготовил для будущих построек)

Высший и низший пределы эко — целесообразности. Закон совершённого минимума.
В экологическом плане смена доминирующих аспектов может происходить и по достижении аспектами ВЫСШЕГО ПРЕДЕЛА ЭКО — ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗВИТИЯ АСПЕКТА (ЭКО — МАКСИМУМА), — характерного для экстравертных эволюционных аспектов, достигших высшей точки своего развития, за которой уже начинается спад и деградация, последствия которой могут быть опасными и катастрофическими для всего социума.

Так, например, при запредельном и ничем не сдерживаемом развитии аспекта эволюционной этики эмоций Гамлета (+ч.э.) это чревато идеологическим и политическим и террором, конфессионными войнами и этническими чистками.

Последствия превышения эко — максимума развития аспекта эволюционной деловой логики Штирлица (+ч.л.) чреваты экологическими и техногенными катастрофами, ожесточёнными (и крупномасштабными) войнами за новые рынки.

Превышение эко — максимума в развитии аспекта эволюционной интуиции потенциальных возможностей Дон — Кихота (+ч.и.) тоже может обернутся крупными экологическими и техногенными катастрофами. Если пользуясь предоставленной ему свободой и властью, Дон азартно и бесконтрольно начнёт внедрять свои слишком смелые идеи и проекты, — такие, например, как реки, повёрнутые вспять, искусственные моря, созданные взамен естественных (подлежащих осушению, в соответствии с его планами), последствия могут быть катастрофическими для всех.

Запредельное развитие аспекта эволюционной волевой сенсорики (+ч.с.) оборачивается широкомасштабными завоеваниями и созданием экспансивных, имперских режимов надуманной, дутой демократии.

Смена доминирующих аспектов в квадрах может происходить и по достижении аспектами низшего предела эко — целесообразности — экологического минимума, в соответствии с экологическим законом «совершённого минимума» (или законом Ю. Либиха), где под «совершённым минимумом» понимается минимальное количество (воздействие или влияние) фактора, способное непоправимо нарушить экологическое равновесие). Или влияние «последней капли», нарушающей экологическое равновесие на оптимальном, максимальном или минимальном уровне, что приводит к необратимым последствиям.

(Формулируется этот закон так: «Наибольшее влияние на жизнь (жизнеспособность эко — системы) оказывает фактор, минимальное напряжение которого приближается к пределу выносливости»)

И в этом плане минимальную частицу, непоправимо влияющую на экологию можно представить себе и в виде «последней капли переполняющей чашу терпения», и в виде минимального фактора влияния предельно истощающего эко — ресурсы и исчерпывающего пределы экологической ёмкости окружающей среды (после которой она перестаёт быть «жизненным пространством») — характерно для экстравертных инволюционных аспектов). Сюда можно отнести и крайние степени нравственного падения и деградации, и любой беспредел, ведущий к полнейшему истреблению или истощению эко — ресурсов в окружающей среде, не оставляя ей способности к их восполнению и воспроизводству.

Сюда можно отнести и крайние формы алчности, жестокости и беспощадности, ставящие человека в безвыходное положение, не оставляя ему никаких шансов на выживание.

Сюда можно отнести и характерный для аспекта инволюционной волевой сенсорики Жукова (- ч.с.) тоталитарный деспотизм, не оставляющий простора для чужой воли, и сенсорный беспредел, проявляющийся и в стремлении забирать себе всё подчистую, и в принципе «Если не мне, так и никому» (уж если рубить дерево, так под корень, — так чтобы никому не досталось, и в стратегии «выжженной земли» (уж, если отступать, так забирать с собой всё).

Сюда можно отнести и характерный для аспекта инволюционной этики эмоций Гюго (-ч.э.) этико — сенсорный беспредел, — стремление забирать себе максимум удовольствий, — и своих, и чужих (выпивать наслаждение до последней капли).

Сюда можно отнести и характерный для аспекта инволюционной интуиции потенциальных возможностей Гексли (-ч.и.), стремление перехватывать максимум шансов и возможностей у других, опустошая их морально и физически, затем провоцировать их на новый риск, отправляя на поиски новых возможностей, а потом перехватывать и их, оставляя человека без малейшего шанса поправить свои дела. Выгребать всё до последней крохи и капли, переполняя чашу терпения зависимого от них человека, — характерно для инволюторов — деклатимов. (И Джек среди них, при его стяжательной мобилизационной сенсорике ощущений (+б.с.4) — не исключение). Кто — то забирает последнее, накапливая авторитарные преимущества по своей программе, — как, например, Жуков (-ч.с.), кто — то делает это из предусмотрительности, из страха остаться без материальных ресурсов, без средств к существованию (как, например, творчески стяжательный Гюго), кто — то делает это из алчности или зависти, маскируемой под беспечность, с позиций которой очень легко взять человека «на слабо» и лишить его последнего, не оставляя шансов выжить в новых условиях, а тем более, — вернуть упущенное (характерно для Гексли и Джека).

Представление о лимитирующем влиянии эко — максимума наравне с эко — минимумом ввёл В.Э. Шелфорд, сформулировавший закон толерантности: «Лимитирующим может быть как минимальное, так и максимальное значение экологического фактора; диапазон между минимумом и максимумом определяет зону выносливости (толерантности) эко — системы к данному фактору.

Диапазон влияния каждого информационного аспекта на окружающие его объекты и среды определяется пределом эко — целесообразности по каждому из этих лимитирующих уровней. (При необходимости можно и минимальными усилиями вытеснить конкурента из сферы влияния: достаточно незначительного нажима, настырности или настойчивости, при условии, что вся предварительная подготовка уже в целом завершена).

Диалектические закономерности смены аспектов

СМЕНА ДОМИНИРУЮЩИХ АСПЕКТОВ ПРОИСХОДИТ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНАМИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.

• В соответствии с ЗАКОНОМ ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Который проявляется здесь во многих отношениях. В частности, — в борьбе взаимо противоположных (антагонистических и не антагонистических) аспектов, проходящей на всех уровнях квадр и завершающейся вытеснением доминирующего аспекта бывшим вытесненным (подчинённым).

• В соответствии с ЗАКОНОМ ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО.

Который проявляется здесь в связи с количественными и качественными накоплениями аспектов преимуществ по информационному полю, с последующим преобразованием инволюционного аспекта в эволюционные, с последующим развитием эволюционного аспекта по достижении им оптимального или максимального уровня эко — целесообразности, после которого накопленные преимущества становятся для него обременительными излишествами, ведущими к деградации, и приводят к последующему вытеснению этого аспекта с доминирующих позиций.

• В соответствии ЗАКОНОМ ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ.

Который проявляется здесь в вечном поиске истины, в поиске лучшей альтернативы, в утверждении «своей правды» и в отрицании «чужой».

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ в соционике — СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗАКОНА СМЕНЯЕМОСТИ КВАДР, — основа основ развития и продвижения аспектов по информационному полю: сменяемость инволюционных аспектов последующими эволюционными, сменяемость доминирующих аспектов вытесненными, сменяемость иерархий ценностей и систем приоритетов при переходе аспектов из предыдущей квадры в последующую.
Эволюционная последовательность перехода аспектов из квадры в квадру
СМЕНЯЕМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ при переходе их из квадры в квадру происходит
в ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОМИНИРУЮЩИХ АСПЕКТОВ
и в ИНВОЛЮЦИОННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВЫТЕСНЕННЫХ (инволюционные аспекты вытесняются раньше эволюционных, поскольку являются их предшественниками) — ПРОШЛОЕ УСТУПАЕТ МЕСТО БУДУЩЕМУ И ВСЁ БОЛЕЕ ОТДАЛЯЕТСЯ ОТ НЕГО ПО МЕРЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩИХ АСПЕКТОВ В БУДУЩЕЕ).

По доминирующим аспектам переход из квадры в квадру должен быть эволюционно последовательным, — таким, при котором последовательно чередуются эволюционность (накопление аспектных преимуществ) рациональных и иррациональных аспектов, вследствие чего аристократические квадры (рациональность «плюс»; эволюционная рациональность), сменяются демократическими (иррациональность «плюс»; эволюционная иррациональность). При этом ортогонального скачка — перехода из одной квадры в другую — взаимо ортогональную — быть не может: нельзя из первой квадры перескочить сразу в третью, а из второй — в четвёртую.

Если такой переход происходит, приходится возвращаться к предыдущему эволюционному этапу для более полной и обстоятельной проработки всех промежуточных эволюционных и инволюционных аспектов, для упорядочения всех социальных отношений и экономических процессов обществе, после чего уже можно (удобно) переходить на нужный эволюционный уровень (туда, куда и занесло после очередных революционных преобразований).

Так, например в послереволюционной России после гражданской войны и времён военного коммунизма (1918 — 1921 года) общество альфа квадры вернулось к временам кооперативов, малого и среднего бизнеса гамма — квадры — «перешло» к мелкобуржуазной «новой экономической политике» (к НЭПу). Частное предпринимательство допускалось (с целью оживить экономику и захватить то, что ещё не удалось экспроприировать), но не в особо крупных размерах (чтобы не вызывать зависть у «господствующего пролетариата»). Когда всё нужное было захвачено и национализировано, общество плавно перешло к коллективизации и строительству развитого социализма, которое обернулось государственным монополизмом, созданным в рамках однопартийной, авторитарной системы, — то есть преобразовалось в общественную формацию второй квадры. (Просто потому, что идеологическая почва для создания тоталитарного общества бета — квадры была уже подготовлена и повернуть этот процесс вспять не представлялось возможным: «джинн уже вылетел из бутылки» и теперь требовалось направить его энергию в нужное русло.)

Второй раз — в начале 90-х годов, — советское общество перескочило из второй квадры — в четвёртую, минуя третью — в развитой капитализм (с нечеловеческим лицом), который стихийно возник на топких дебрях пост тоталитарного периода конца второй квадры — начала третьей, да так и застрял на этом переходе между двумя иррациональными диадами квадр решительных (Жуков — Есенин, Цезарь — Бальзак). Впрочем, до самых толковых нововведений третьей квадры дело тогда так и не дошло, — остановилось на криминальных и маргинальных её проявлениях, на финансовых «пирамидах» и «лохотронах» всех мастей, которые тогда ещё всем были в новику — в диковинку.

Ветром перемен снесло некогда прочный и непрошибаемый «железный занавес», а вместе с ним снесло и общую для всех, некогда надёжную «крышу». (Кое — кто остался и без своей). Рынок недвижимости захватил криминал, и для многих семей вытеснение «слабых звеньев» на улицу стало обычным делом (если не сказать, прибыльным промыслом).

В бета — квадре вся дальновидная и предприимчивая часть населения на ту пору работала «на хапок» (по принципу «хапнуть и бежать!»), что передалось предприимчивым людям третьей квадры (преимущественной из иррациональных диад) и обернулось новой экспроприацией экспроприаторов, — на этот раз уже бывших «хозяев» страны — советского народа — простых, честных тружеников, которые моментально оказались самой бедствующей частью социально незащищённых слоёв населения. А дальше — больше: затяжной прыжок из второй квадры в четвёртую привёл к самым страшным и непредсказуемым результатам: общество стало чрезвычайно уязвимым, чем не замедлили воспользоваться его политические противники, навязав сразу несколько войн, не считая многих других экономических и политических авантюр, включая и худшие проявления международного терроризма). Вследствие всего этого общества стало ещё более уязвимым и оказалось на грани жизнеспособности. Многие потом оправдывались: «Если б мы знали, что всё так будет…» или: «Кто же знал, что всё так получится?…». (По этому поводу остроумно высказался Михаил Жванецкий в одной из первоапрельских передач «Дежурный по стране»: «Странно и смешно: этот СССР вдруг стал болеть капиталистическими болезнями, ни с того, ни с сего. Причём, сразу же в запущенной форме…»). А «запущенная форма» в том и заключалась, что инволюционные рациональные аспекты промежуточной третьей квадры проработать не успели — экстренных, «спасательных» мер инволюционной деловой логики Джека (-ч.л.) и запретительных и ограничительных мер этики отношений Драйзера (-б.э.) — этого извечного борца с бандитизмом и криминалом всех сортов и мастей — не ввели.
Свободное от морально — правовых ограничений новоиспечённое «капиталистическое» общество поспешило захватить все права и привилегии искушённого и пресыщенного удовольствиями общества четвёртой квадры: открыло двери для всех новых и оригинальных веяний и стало неумеренно насыщаться всем, что ни поднесут, став таким же всеядным и неразборчивым в потреблении, как и те, кто их на этот образ жизни ориентировал.

Естественно, спрос определяет предложение: рынок порока и криминала расцвёл пышным цветом, заиграл всеми красками, поражая разнообразием форм. Развились и приобрели популярность самые опасные формы массовой культуры и самые низменные формы субкультур. Появились тоталитарные секты для массового оболванивания и одурманивания мозгов. Появились самые циничные, чудовищно криминальные формы экспорта и импорта. Массовое количество молодёжи подсаживалось на иглу, массовое количество детей и девушек вовлекалось в проституцию. Игорный бизнес, работорговля и наркоторговля стали самыми прибыльными формами бизнеса. А тут ещё экономически и политические неурядицы: кризис и дефолт августа 1998 года, война в Чечне, социальный и политический терроризм (ЭИЭ, Гамлет мстит за разрушение своей эко — ниши).

Из периода разложения бета — квадрового тоталитарного режима путём ортогонального скачка попали прямёхонько в период разложения плюралистического общества дельта — квадры, оставаясь по сути незащищёнными и неподготовленными к такого рода преобразованиям и переменам. Пришлось возвращаться к лучшим исправительным средствам гамма — квадры, к лучшим их образцам и альтернативным технологическим методикам — к коренным, широкомасштабным, стратегическим и перспективным социально — политическим преобразованиям (по формуле ЛИЭ, Джека: -ч.л./ +б.и.).

Начали с того, на чём заклинило: с политическим плюрализмом (множественностью и многопартийностью) стали бороться инволюционно, альтернативными методами полит. технологий (-ч.л./ +б.и.): образовали консолидирующую партию «Единство», ориентированную на близкий, перспективный, легко доступный и позитивный результат, обозначили её цель: «спасительные и оздоровительные политические меры для всего общества» и вывели в её лидеры главного спасателя страны — министра МЧС, Сергея Шойгу (ЛИЭ, Джека). Объявили войну криминалу (не сразу, но постепенно положение стало улучшаться), провели судебные и социальные реформы (прорабатывая программы инволюционной этики отношений Драйзера ) позитивно реформировали всё, что только могло поддаваться реформам. Процесс гамма — квадровой перестройки вошёл (наконец — то!) в свою соционную и историческую колею и стал быстро набирать обороты.

Как результат, — к началу XXI -го века общество стало выходить на уровень первой эволюционной диады четвёртой квадры. Можно было уже говорить (а не только мечтать) о стабильности, о материальном благополучии, об экономических успехах, о расширении рынков, об амбициозных экономических проектах. Общество стало входить во вкус красивой жизни. Уже ввели большой новогодний отпуск для всей страны, и многие стали проводить его на Канарах. Где-то даже стали пресыщаться красивой жизнью, захотелось почувствовать себя экстремалами, поплакать, на худой конец, отведать чего-то горького, солёненького, давно забытого… И тут — как по заказу! — грянул (точнее, докатился до нас) новый экономический кризис 2008-09 гг. В качестве альтернативных и экстренных мер пришлось ещё раз вернуться к временам решительной и оперативной гамма — квадры (как оказалось, расслабляться ещё рано!) и ещё лучше проработать аспекты её инволюционной диады: провести новые реформы, разработать новые антикризисные меры, ввести новые, ещё более эффективные социальные и экономические программы, «пересчитать ипотеку», приструнить криминал, который, как всегда, в преддверии всяких бед (или вследствие них) начинает активизироваться.

К стабильному уровню дельта — квадрового общества мы, конечно же, в будущем ещё вернёмся. Хорошо бы только его не успели раньше времени развалить или раскачать…

Автор — Вера Стратиевская

Источник