Характеристика третьей квадры
В третьей квадре доминируют: «черная» логика (ЧЛ). «белая» этика (БЭ), черная» сенсорика (ЧС), «белая» интуиция (БИ).
«Черная» сенсорика и «белая» интуиция доминируют и во второй квадре, что несколько облегчает взаимопонимание между представителями второй и третьей квадр.
Этики — сенсорики в третьей квадре представлены иррациональным экстравертом, сенсорно-этическим экстравертом «Юлием Цезарем», (от экстраверта этика-сенсорика первой квадры «Виктора Гюго» отличается не только иррациональным расположением аспектов — сначала сенсорика, потом этика, но и вертностью аспектов : сенсорика — «черная», этика — «белая»). [Такое взаиморасположение аспектов называется квазитождественным, аналогично называется и соотношение между социотипами. «Гюго» — «квазитождество» «Цезаря». Все последующие социотипы третьей квадры для сравнения представлены относительно квазитождественных социотипов первой квадры.]
Интроверт, «работающий» этиком-сенсориком в третьей квадре — этико-сенсорный интроверт (Теодор Драйзер) — рационал (в отличие от Дюма, интроверта, этика-сенсорика первой квадры)
Интуиты-логики в третьей квадре представлены рациональным экстравертом — логико-интуитивным экстравертом Джеком Лондоном (в отличие от иррационального экстраверта первой квадры, интуита-логика Дон — Кихота)
А вот интроверт интуит-логик в третьей квадре как раз иррационален — интуитивно-логический интроверт Бальзак (в отличие от рационального логико-интуитивного интроверта Робеспьера).
Цезарь и Бальзак составляют иррациональную дуальную диаду в третьей квадре.
Джек и Драйзер составляют здесь рациональную диаду.
В наследство от второй квадры третья получает кризис тоталитарных систем и как последствие репрессий — период застоя. Но в самой третьей квадре есть огромные внутренние резервы для того, чтобы вывести общество из кризиса, а именно: разрушить аппарат подавления, построенный второй квадрой, нейтрализовать формальные и неформальные силовые структуры, возникшие в период застоя; нравственно оздоровить общество, очистить его от цинизма, жестокости и внутреннего рабства, восстановить в нем этические принципы и придать развитию общественной мысли гуманистическое направление. Впрочем, это еще не все деяния третьей квадры — разрушением «империи деспотизма и зла» и нравственным очищением общества ее социальная роль не исчерпывается. Здесь еще и активнейшая созидательная деятельность — одна за другой следуют реформы, оздоравливающие экономику, повышается уровень благосостояния общества, его социальная и правовая защита; реорганизуются системы здравоохранения и образования, ведется борьба за экологию.
Представители третьей квадры — это всегда реформаторы. Именно в этом направлении проявляется в первую очередь их гражданская активность. В молодости они еще могут «переболеть» всякими идеологическими увлечениями, но в зрелом возрасте начинают понимать, что это «не их путь» — предпочитают работать в интересах своей ближайшей «команды»: своей семьи, своих друзей, своих компаньонов.
Третью квадру называют «квадрой «бури и натиска» не только потому, что она характеризуется бурной эволюцией общественного развития, но и потому, что для представителей этой квадры характерна одержимость в достижении целей. Это исключительно деятельные натуры, наделенные огромной пробивной силой, сочетающейся с критическим отношением к достигнутым результатам.
Третья квадра в какой-то мере является прямым продолжателем социальных тенденций первой квадры, поскольку, по большому счету, сориентирована на те же жизненные ценности, но здесь уже эти ценности приобретают иную интерпретацию и выступают в другом значении. (Этим, отчасти, и объясняется некоторая симпатия, возникающая на далекой дистанции между представителями этих, по сути, взаимоконфликтующих квадр. По этой же причине мы рассматриваем третью квадру не только относительно ценностей второй квадры, но и относительно ценностей квадры первой.)
Идеи гуманизма, справедливости и равноправия из логической категории (аспект «логики соотношений» (БЛ) в первой и второй квадре) перешли в этическую категорию — аспект «этики отношений» (БЭ), доминирующий в третьей, а затем и в четвертой квадре. (Если первая квадра видит свою задачу в том, чтобы пробудить умы, третья квадра пробуждает души: «Душа обязана трудиться…»)
Трудовой энтузиазм — из области этической (аспект этики эмоций (ЧЭ) — эмоциональный подъем, идеологическая направленность) перешел в область логическую — аспект «деловой логики» (ЧЛ), где в первую очередь преобладают интересы дела, рационализм, изобретательность, целесообразность и эффективность труда и как следствие этого — достойная оплата за качество и профессионализм.
Противоречие между первой и третьей квадрами как раз и заключается в том, что схожие по существу идеи выражаются противоположными по сути аспектами и реализуются методами, в принципе исключающими друг друга. Именно поэтому представители «конфликтующих» квадр говорят между собой как бы «на разных языках», придавая одним и тем же понятиям совершенно противоположное значение («называют белое — черным, черное — белым»). Причина непонимания в том и заключается, что в каждой квадре общепринятая система ценностей выражается доминирующими в ней аспектами, а аспекты, переходя из квадры в квадру, видоизменяются. Поэтому изменяется и интерпретация общеизвестных понятий. Например, представителю первой квадры непонятно, как можно в интересах добрых отношений делать какие-то постоянные уступки партнеру и чем-то постоянно жертвовать. «Что же это за «хорошие отношения» такие? ! Ладно, были бы какие-то сильные чувства (ЧЭ), а то ведь всего-навсего — отношения! (БЭ) Разве отношения — самоцель?!» Но в том-то и суть, что для третьей квадры сильные чувства — это следствие хороших отношений (отношения первичны, чувства — вторичны), а в первой квадре — наоборот: хорошие отношения — это следствие сильных чувств. (Чувства первичны, отношения — вторичны.)
— Но ведь любой лицемер может с легкостью установить хорошие отношения, держа при этом камень за пазухой?! — спросит Читатель. — Неужели люди третьей квадры так просты и доверчивы?
Представители третьей квадры действительно очень доверчивые, простые в общении и демократичные по своей сути люди. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и считают себя вправе делить людей на «своих» и «чужих», руководствуясь исключительно личными симпатиями и антипатиями. Именно это «деление» и является их этической защитой. Причина? — Слабая «интуиция возможностей», — она здесь вытесненная ценность, поэтому на нее и не полагаются. Но и подозрительность здесь не в чести — доминирующая «этика отношений» этого не позволяет. А вот осмотрительность, соблюдение некоторой дистанции не возбраняются и считаются вполне допустимыми, поскольку ограждают человека от возможных неприятностей.
Отсутствие амбиций здесь сочетается с чувством собственного достоинства. Но вот уважение к старшинству и общепризнанным авторитетам уже не является непреложной истиной (как это было во второй квадре). Воле родителей беспрекословно не подчиняются — ее здесь оспаривают. (В случае необходимости могут внешне согласиться, но поступить по-своему). Традиции здесь не особо чтут — терпят, как некую условность.
Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений. Любому из них совершенно безразлично, кто и что про них станет говорить. Достаточно того, что они сами о себе думают.
Равнодушные к титулам и званиям, они оценивают окружающих только по их личным заслугам и качествам. (Сами, если и имеют какое-то звание, не любят, когда об этом лишний раз упоминается — чувствуют себя неловко, а иногда и вовсе воспринимают это как иронию, поскольку обычно критически относятся к своим достижениям.)
Неприхотливые в быту, легкие на подъем, они всегда в числе первопроходцев и первых поселенцев. (По этой причине, например, Джек Лондон и Драйзер — самые распространенные социотипы в США — диада первопроходцев.)
Сенсорика ощущений (БС) в третьей квадре относится к вытесненным ценностям. Поэтому изнеженность и изощренность здесь не в чести. Комфорт всегда оптимален, и устройство быта обычно не занимает много времени. («Квадра кочевников»: «охота к перемене мест» — вполне естественна для любого из ее представителей.) Из еды здесь не делают культа. О своем здоровье думают в последнюю очередь, а иногда и вовсе предпочитают не думать — «поболит и перестанет, само пройдет». Инфантильность здесь не в чести. С детьми не особенно нянчатся, поощряют раннюю самостоятельность.
Секс в третьей квадре считается неотъемлемой частью аспекта «этики отношений», поэтому шутить на эту тему и широко обсуждать ее здесь не принято. Отношение к этому предмету — пуританское и довольно консервативное, несмотря на обманчивую внешнюю раскованность. О своих чувствах здесь стараются много не говорить (боятся их обесценить — слабая» этика эмоций») — чувства проверяются отношениями.
Блестящая карьера здесь не является самоцелью, — собственное место в системе иерархий тоже мало кого интересует (БЛ — логика соотношений здесь вытесненная ценность), хотя любому из представителей третьей квадры очень важно себя реализовать. Кроме того, чрезвычайно важен результат своей работы. (Доминирующая — ЧЛ)
Низкая оплата труда здесь воспринимается как вопиющая несправедливость. Еще хуже: неоплаченный труд на так называемых «добровольных началах» рассматривается как беззастенчивая эксплуатация чужого времени и сил, считается прямым насилием над личностью, которое, по мнению людей третьей квадры, никаким идеологическим энтузиазмом не оправдывается. (Идеология (ЧЭ), как аспект этики эмоций, здесь вытесненная ценность.)
В третьей квадре считается, что всякий общественный труд должен быть обществом же и оплачен, поскольку общество не должно эксплуатировать человека. (Один из основных законов соционики: две рациональные функции, одинаковые по вертности, не могут доминировать в одной и той же квадре. Доминируют либо права личности (БЭ), либо права системы (БЛ). Права системы в третьей квадре — подчиненная ценность. Здесь предпочитают хорошо поработать и получить достойную оп;лату за свой труд, чем бегать по всяким инстанциям, завязывать «нужные знакомства» и выбивать себе пособия и пайки, — даже сама мысль об этом раздражает. Здесь принято считать, что само общество обязано позаботиться о социальной поддержке нетрудоспособного человека, а трудоспособному предоставить все возможности для того, чтобы максимально себя реализовать; и эти возможности должны быть равными для всех и не связанными какими-либо ограничениями.
Для любого из представителей третьей квадры самое нежелательное — это ограничение его деловой активности по объективным, не зависящим от него причинам — так называемый «комплекс связанных рук». Ограниченность объективных возможностей здесь самый наболевший вопрос: лично от себя можно потребовать любой самоотдачи, но повлиять на какие-то внешние обстоятельства, как правило, не представляется возможным. И не только потому, что «интуиция возможностей» (ЧИ) — вытесненная ценность, но и потому, что она приходит в противоречие с доминирующей здесь «этикой отношений» (-БЭ), а также со всеми вытекающими отсюда этическими установками. Если и существует, например, возможность изменить расстановку сил в обществе революционным путем, то представители третьей квадры ее для себя изначально исключают и в принципе не рассматривают как возможность. Никаких военных путчей и переворотов в третьей квадре не устраивают — по той причине, что это не гуманно (доминирующая «белая» этика» (БЭ), а, кроме того, и не решает всех проблем (доминирующая «деловая логика» (ЧЛ). Здесь предпочитают объединяться в профсоюзы и добиваться проведения социальных и экономических реформ. (Насколько это возможно, разумеется.)
Представители третьей квадры очень не любят быть «выключенными из жизни» — это состояние их убивает. (В том случае, например, когда их деятельность воспринимается враждебно, либо постоянно наталкивается на какие-то внешние препятствия, они начинают оберегать свое творчество от посторонних глаз и творить только «для себя» — у них развивается «комплекс «скупого рыцаря». Причем это явление более характерно для интровертов третьей квадры — Бальзака и Драйзера. «Комплекс «скупого рыцаря» — это ловушка, из которой очень трудно выйти: в решающий момент становится страшно открывать свои «сокровища» для всеобщего обсуждения, а, может быть, и осуждения.)
И все же, неблагоприятные условия для творчества не являются здесь особой помехой — при любых обстоятельствах, в мирное или в смутное время — представитель третьей квадры непременно найдет способ себя реализовать.
В отличие от первой квадры, где высоко ценимой заслугой считаются оригинальная идея, удачный замысел, свежая задумка, в третьей квадре ценится не столько сама идея, сколько ее реализация. Именно созидание здесь ценится больше всего, возможно, поэтому все лавры, весь почет и все награды достаются здесь чаще всего именно экстраверту-реализатору, логико-интуитивному экстраверту Джеку Лондону (его социальную функцию в настоящее время выполняет Б. Н. Ельцин), в то время, как все необходимые условия для этого подготавливаются экстравертом-идеологом, — разрушителем тоталитарных систем» — «сенсорно-этический экстравертом» — «Цезарем». Его программная функция — волевая сенсорика со знаком плюс (+ЧС), что означает позитивное развитие этого аспекта. Волевой напор, с которым Цезарь насаждает свои благородные цели, носит поистине сокрушительный характер. «Обломки самовластия» — это, как правило, результат его деятельности.
В третьей квадре сила и мораль — понятия неразделимые. Поэтому одновременно с разрушением Цезарь ратует и за нравственную «перестройку» общества. (Эту историческую миссию выполнял М. С. Горбачев. Впрочем, здесь ему помогала удачно сложившаяся «команда» влиятельнейших представителей третьей квадры: супруга и соратница — «Бальзак», Рональд Рейган — «Джек Лондон» и Нэнси Рейган — «Драйзер». Желательно, чтобы читатель на секундочку задумался о том, какая же это все-таки мощная сила — дуальная пара, если две дуальные пары, составляющие квадру, способны совершить в истории поворот такого масштаба.)
Следующим аспектом, определяющим характер деятельности третьей квадры, является аспект «этики отношений» со знаком минус (-БЭ), привнесенный в квадру этико-сенсорным интровертом — Драйзером. Его социальной задачей является этическая коррекция общества, соответственно и знак минус придает его деятельности критическое, негативное направление — нравственная перестройка общества, разоблачение общественных пороков, переориентация общественного сознания. Негативный характер этого аспекта проявляется и в стремлении предъявлять людям жесткие этические требования, а также в своего рода «этической селекции» — стремлении избавить общество от взаимоотношений с теми, чей этический потенциал не соответствует необходимым требованиям. Аспект «этики отношений» в интерпретации третьей квадры — это всегда «воинствующая мораль», «воинствующая добродетель» (поскольку аспекты волевой сенсорики и этики отношений в третьей квадре взаимосвязаны: сенсорика придает этике «бойцовский» характер, этика направляет сенсорику на достижение возвышенных целей). Такой суровый подход к делу в данном случае считается оправданным, поскольку в социальную задачу третьей квадры входит искоренение «пережитков деспотизма», внутреннего рабства, а также всевозможных аморальных явлений и предрассудков, мешающих этическому возрождению общества.
Третий доминирующий аспект — «оперативная (деловая) логика» со знаком минус. (ЧЛ) — альтернативная «деловая логика», отказ от всего невыгодного и нецелесообразного, изменение экономической ориентации в сторону глобальной выгоды и эффективности. Поскольку в наследство от тоталитарных режимов третьей квадре достается не только экономическая разруха, но и экономическое невежество, реформы, ставящие своей целью выправить это положение, должны носить характер глобального переворота в экономике, характер резкого экономического скачка, обеспечивающего бурный рост технического прогресса. Техническое и экономическое преобразование общества осуществляют логики — интуиты третьей квадры: экстраверт-реализатор «Джек Лондон» (программный аспект — деловая логика (ЧЛ) и интуитивно-логический интроверт Бальзак (программный аспект — позитивная «интуиция времени»). Именно сочетание этих аспектов позволяет в период зарождающихся капиталистических отношений создать необходимую техническую и экономическую базу.
Позитивная интуиция времени (+БИ) означает ориентацию на будущее, на перспективу (хотя Бальзак не исключает и опыт прошлых ошибок). Это поиск новых и прогрессивных форм в промышленности и экономике, это умение рисковать и ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Позитивное направление аспекта «интуиции времени» задается здесь соответствующей негативной (альтернативной) деловой логикой, предполагающей переориентацию общества на альтернативные экономические ценности. (Раньше ориентировались на сытный паек, теперь — на высокие заработки.)
Кроме всего прочего, третья квадра характеризуется периодом социальной и политической зрелости, — периодом, когда приостанавливаются войны и общество сосредотачивается на процессе мирного переустройства и созидания. Такова социальная миссия третьей квадры — она широка и разнопланова: от разрушения агонизирующих тоталитарных систем до всестороннего оздоровления общества и подготовки его к переходу на качественно новый социальный виток — на уровень высоких технологий, высокой духовности, высокого благосостояния — на уровень четвертой квадры.