Рациональность – иррациональность
7. МОНОГАМНЫЕ и ПОЛИГАМНЫЕ отношения в ракурсе признаков РАЦИОНАЛЬНОСТИ и ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ
В процессе биогенеза некоторые из недалёких биологических предков человека (из числа млекопитающих) десятками миллионов лет жили в парном браке (в МОНОГАМНЫХ брачных отношениях, предполагающий прямолинейно — последовательную организацию структурных связей). Были и совсем близкие предки человека (из числа приматов), жившие миллионы лет в групповом браке (в ПОЛИГАМНЫХ брачных отношениях, предполагающих всестороннее расширение структурных связей). Эти отношения формировались в условиях различной степени экстремальности и были продиктованы необходимостью поиска различных форм взаимовыгодных и взаимо удобных способов сосуществования, которые инстинктивно проявлялись, вырабатывались и закреплялись в рациональных и иррациональных программах взаимодействия человека с окружающей средой.
У ближайших предков человека (из числа гоминидов) был период и крайне индивидуалистических отношений (5 — 6 млн. лет назад), при котором каждый из партнёров брал курс на самодостаточность, а мера ответственности за потомство была сведена чуть ли не к абсолютному минимуму. По счастью, эта форма отношений была недолговечной и привела к быстрому исчезновению этого биологического вида.
Все эти близкие и не столь далёкие формы партнёрских отношений оставили свой отпечаток в архивах генетической памяти человека и в наборе генетических программ; нашли своё отражение и в структурах информационной модели каждого из психотипов, и в информационных аспектах и в психологических признаках их развивающих.
Так, например,
- индивидуализм как ориентация на самодостаточность (как способность полагаться на свои возможности, силы, умение, навыки) нашёл отражение в рациональных и иррациональных экстравертных аспектах и в признаках экстраверсии, динамики, статики, объективизма;
- коллективизм как ориентация на упорядоченные социальные и партнёрские отношения — в рациональных интровертных информационных аспектах, в признаке рациональности, интроверсии, статики, субъективизма;
- предрасположенность к парному браку (к моногамным отношениям) — в признаке рациональности, статики и в интровертной составляющей рациональных аспектов.
- предрасположенность к групповому браку (к полигамным отношениям), стимулируемая инстинктом собственничества — в признаке статики и в экстравертной составляющей иррациональных аспектов.
- предрасположенность к групповому браку, стимулируемая поиском дополнительных и альтернативных партнёрских отношений (один партнёр — хорошо, а несколько — ещё лучше) — в признаке динамики, инволюции и интровертной составляющей иррациональных аспектов…
То есть, даром в модели ТИМа ничего не пропадает — всё разложено «по полочкам», по составляющим её функциональным и структурным уровням, сохранено в архивах коллективного и индивидуального бессознательного и развивается в психологических признаках, в психических функциях и наполняющих их информационных аспектах.
Подобно дереву, восходящему своими корнями в далёкое эволюционное прошлое и выбирающему из него всё самое лучшее, информационная модель развивается благодаря всем заложенным в неё функциональным, генетически обусловленным программам и формам, каждая из которых имеет свои экологические приоритеты и преимущества, моделируется реальными условиями существования и направляется инстинктом самосохранения и эко -целесообразности, своевременно ограничивающим её в «ошибочных» — неэффективных и невостребованных — формах развития и перестраивающим на другие более эффективные, актуальные и востребованные, жизнестойкие формы и отношения, имеющие наибольшее количество экологически значимых преимуществ.
Так, например, ПОЛИГАМНЫЕ отношения (усиливающие ЭКСТРАВЕРТНУЮ и ИРРАЦИОНАЛЬНУЮ доминанту в модели ТИМа) долгое время были самой востребованной формой брачных отношений и имели огромное количество преимуществ над моногамными, поскольку
- позволяли более гибко приспосабливаться к окружающей среде, к непредвиденным и часто меняющимся обстоятельствам,
- обеспечивали прочную защищённость и высокую жизнестойкость системы (как многочисленной семьи или клана), получающей все возможные средства для выживания в экстремальных условиях.
- предоставляли бесконечное множество возможностей выбора дублёров (и «дублёрш») ближайшего брачного партнёра;
- обеспечивали высокую конкуренцию генетических свойств и качеств огромного количества биологических потомков, прямых и побочных наследников «главы рода», сопровождаемую интенсивным и целенаправленным развитием самых лучших (в плане жизнеспособности) и самых востребованных из них;
- позволяли контролировать огромные территории и присваивать себе права на них;
- давали больше шансов на победу в борьбе за жизненное пространство, за выживание и существование на завоёванных территориях здесь и сейчас.
- обеспечивали быстрое накопление материальных ресурсов, позволяющих расширить сферы влияния на завоёванных территориях.
Программы освоения и защиты новых земель (+б.с.; -ч.с.), равно как и открытие ещё не освоенных территорий (-б.с.; +ч.с.) во все времена усиливали ИРРАЦИОНАЛЬНУЮ сенсорную доминанту, дополняя её интуитивной доминантой, позволяющей заблаговременно расширять временные и возможностные пределы, мигрировать из одной области в другую в поисках новых, более благоприятных условий существования, в поисках новых плодородных земель, пастбищ, охотничьих угодий, которые необходимо было защищать, контролировать, расширять в нужном направлении. Для чего опять же было необходимо выходить к новым, неизведанным рубежам на новые, неосвоенные территории, готовиться к новым испытаниям, к существованию в новых и мало изученных условиях, где на каждом шагу людей подстерегала опасность. ПОЛИГАМНЫЕ брачные отношения позволяли быстро осваиваться в новой, незнакомой среде, легко приспосабливаться к новым условиям и быстро восполнять численность населения.
(Как утверждают биологи, эволюционная общность генофонда всего человечества была достигнута благодаря ПОЛИГАМИИ отношений одной отдельной семьи, жившей примерно 70 тысяч лет назад в Северной Африке. Предполагается, что наибольшая часть народонаселения нашей планеты произошла именно из этого «куста». Глава семьи (по реконструкции черепа, предположительно, СЛЭ, Жуков) был очень состоятельным человеком, владел многочисленными стадами, занимал под свои пастбища огромные территории, которые ему удавалось контролировать. Имел огромное количество жён и активно работал на пополнение и разнообразие генофонда своей семьи, благодаря чему антропологи (условно!) называют его «праотцом всех народов планеты» или «Адамом». И он единственный представитель мужского пола современного нам вида homo sapiens, чей генотип совпадает с базисным генотипом всего человечества.)
Приоритет МОНОГАМНЫХ брачных отношений становится актуальным в более поздний период, в продвинутом, упорядоченном обществе. Вызван он и опытом наблюдений негативных последствий близко — родственных генетических связей, и необходимостью оградить своего ближайшего партнёра (и ближайших членов семьи) от насилия и агрессии со стороны других, враждебно настроенных членов системы.
Доминанта ограничительно — разделительного аспекта (квестимной) логики соотношений (-б.л.), предполагающая разделение по формальному признаку на «своё» и «чужое», включает в себя и такие понятия как «своя семья», «своя система», предоставляет право на защиту безопасности «своей семьи» и всех её членов, позволяет упорядочить системные отношения в семье, провести границу между допустимым и недопустимым, возможным и невозможным, совместимым и несовместимым; соотнести с понятием справедливости, разумной, нормативной этики, разработать и установить правовую защиту, ввести правовые, защитные нормы поведения и отношения в рамках системы, требовать их соблюдения и ограничить, свести к минимуму произвол.
В благодарность за эти защитные меры ЛИИ, Робеспьер — поборник и учредитель основ справедливого правопорядка мог быть с избытком вознаграждён особо пылким, добрым и искренним расположением к себе партнёра — своего заботливого дуала ЭСЭ, Гюго.
Доминирование РАЦИОНАЛЬНЫХ аспектов в квадрах ОБЪЕКТИВИСТОВ (третьей и четвёртой) также обусловлено эко — целесообразностью и продиктовано интересами выгоды, жизненной необходимости, практическим, прагматичным расчётом, стремлением упорядочить общественные отношения нового типа в ещё более поздний период — в период поиска новых торговых путей, поиска и освоения новых рынков, новых производственных технологий.
И основные положения здесь тоже выводятся методом поиска альтернативы (методом от противного): разменивая себя на многочисленные случайные связи и адюльтеры, невозможно преуспевать в делах и успешно реализовать себя в производственной или творческой деятельности: сосредоточиться на деле и с головой уйти в работу практически невозможно. Нужен один — единственный, но надёжный, верный и преданный партнёр, позволяющий всегда и при любых обстоятельствах полагаться на прочность, надёжность и долговременность супружеских связей и отношений, способный всегда и при любых условиях быть опорой и поддержкой своему партнёру, умеющий при любых испытаниях переносить трудности, тяготы и невзгоды семейной жизни. Способный бесконечно долго терпеть, ждать, доверять, надеяться и верить в то, что его жертва супружескому долгу не напрасна, и риск оправдан. Способный при самых скудных материальных средствах создавать наилучшие бытовые условия для своей семьи и для своего партнёра.
Разумеется, самому большому риску в таких отношениях подвергается РЕШИТЕЛЬНЫЙ — ЭТИК — ИНТРОВЕРТ — ОБЪЕКТИВИСТ — ЭСИ, Драйзер (-б.э.1/+ч.с.2). Зато и самые суровые заповеди, самые строгие этические правила, необходимые для выживания семьи (или общества) в особо трудных и экстремальных условиях, разрабатывает тоже он.
Более мягкий и снисходительно — компромиссный вариант этих заповедей (теперь уже «разрешительных» и «объединительных»), подходящий для более благоприятных условий существования в ещё более упорядоченном, миролюбивом, благополучнои (и даже избыточном в своём благополучии) обществе, разработан и внедрён его последователем и преемником (по эволюционному кольцу) — РАССУЖДАЮЩИМ — ЭТИКОМ — ИНТРОВЕРТОМ — ОБЪЕКТИВИСТОМ — ЭИИ, Достоевским (+б.э.1/-ч.и.2).
Когда же попустительства этих «разрешительных» и «объединительных» заповедей, размывающих границы добра и зла, приводят к дестабилизации общества — к анархии, плюрализму и волюнтаризму, к новому силовому и возможностному произволу, ставящему целью расширение границ допустимого и дозволенного, возникает необходимость в жёстком структурном упорядочении и стабилизации социальных отношений.
Эту задачу и решают на новом эволюционном витке преемники четвёртой квадры, переводящие общество четвёртой квадры (квадры АРИСТОКРАТОВ — ОБЪЕКТИВИСТОВ ) в первую (квадру ДЕМОКРАТОВ — СУБЪЕКТИВИСТОВ), где ВОССТАНОВЛЕННЫЕ И УПОРЯДОЧЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ СИСТЕМЫ СТАВЯТСЯ ВЫШЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ. (Хотя и их пока ещё не слишком ущемляют в демократичном обществе первой квадры — обществе равных прав и возможностей). И эта доминанта также продиктована условиями эко — целесообразности: упорядоченное, правовое общество, подкреплённое мощным силовым обеспечением, сможет защитить и личные права каждого из членов его системы, при условии, что права и интересы личности не будут идти вразрез с правами и интересами системы. (В противном случае права личности придётся урезать, предоставляя всё большие преимущества правам системы).
В дальнейшем (во второй квадре), в целях ещё большей — МАКСИМАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ И ПРАВ СИСТЕМЫ именно это и будет проведено: ИНТЕРЕСЫ СИСТЕМЫ БУДУТ ТОТАЛЬНО ПОДАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ И ПРАВА ЛИЧНОСТИ. Потому, что «перегибы» при внедрении новых порядков и проведении новых реформ во всех случаях и при любых условиях неизбежны: каждый информационный аспект — это экспансивная, развивающаяся в реальных экологических условиях система, которую в силу необходимости, в интересах эко — целесообразности, в соответствии с законом преемственности информации и информационного поля (в соответствии с законом сменяемости квадр и информационных аспектов в квадрах) когда — нибудь должен будет ограничить и перекрыть другой, оппозиционно (или альтернативно) развивающийся информационный аспект.
Автор — Вера Стратиевская