Чи-ю

Чи-ю

Чи-ю, в древнекитайской мифологии герой-мятежник. На рельефе в храме Улянцы (II в.) изображён в виде полузверя-получеловека с головой барса и когтями тигра, над головой щит, в одной руке топор, в другой — меч, левой ногой стоит на самостреле, в когтях правой ноги — секира.

В «Шу и цзи» («Описании удивительного») Жэнь Фана (V в.) даётся несколько иная версия: у Ч.-ю тело человека, копыта быка, четыре глаза и шесть рук.В древних сочинениях рассказывается, что Ч.-ю был потомком государя Янь-ди. Победив Янь-ди и захватив южные земли, Ч.-ю начал войну с правителем Хуан-ди (по другим вариантам, Ч.-ю пошёл войной на Хуан-ди, мстя за Янь-ди).В преданиях III в. до н. э. — III в. н. э. говорилось, что у Ч.-ю были рога и он бодал ими Хуан-ди.

Отсюда де пошла популярная в Северном Китае до XX в. игра в Ч.-ю. Её участники надевали маски с рогами и бодали друг друга. Культ Ч.-ю был, видимо, особо распространён на севере Китая, жертвоприношения в его честь здесь совершались ещё в VI в.

Его изображения делались на ритуальных сосудах, пряжках, где Ч.-ю изображался в виде маски чудовища Тао-те. В первых веках н. э. изображения Ч.-ю использовались по аналогии с Чжун Куем (персонификацией персиковой палицы) как охраняющие от злых духов.

Ч.-ю приписываются связь со стихией железа и изобретение различных видов оружия (топоры, пики, секиры и т. п.). В средние века Ч.-ю обычно трактовался как мятежник, выступивший против гуманного правителя Хуан-ди. Его образ не раз использовался в литературе, например в драме XIII—XIV вв.

Литература
:
Юань Кэ, Мифы Древнего Китая, [пер. с кит.], М., 1965, с. 117—32, 359—63;
Ло Би, Лу ши (Древнейшая история), в серии: Сы бу бэй яо, т. 2, цзюань 4, Шанхай, 1936, с. 10—12;
Кумагаи Осаму, Чи-ю ко (Разыскание о Чи-ю), «Сигаку кэнкю», Хиросима, 1960, № 77—79.Б. Л. Рифтин.