Хунь
хунь, в китайских мифологических представлениях душа (наряду с по, лин и др.). Считалось, что душа Х. связана с силами ян, а душа по с инь (см. Инь и ян).
Душа Х. управляет духом человека, а по — его телом. Предполагали, что после смерти человека Х. улетает на небо, а по уходит в землю или рассеивается.
В древних сочинениях есть сведения о массовых весенних обрядах призыва-ния душ Х. и по, так как верили, что их объединение даёт жизнь и соответственно плодородие, в чём можно увидеть представления, сходные с идеей слияния инь и ян.В древнем Китае был широко распространён и обряд призывания души Х. после смерти человека. Известны и особые жертвоприношения душе Х. после смерти человека.
По более поздним мифологическим представлениям считалось, что после смерти человека по остаётся в комнате умершего, откуда ей не дают выйти духи дверей (см. Мэнь-шэнь), а Х., уведённая служителями бога города (см. Чэн-хуан) и подвластной городу территории, начинает свой путь в загробный мир и к будущим перерождениям. Предполагали, что с помощью особой церемонии можно заставить душу Х. своего умершего предка покинуть загробный мир, выйти из мира мрака и подняться в сияющее небо во дворец Южной вершины, чтобы стать бессмертным (см. Сянь).
В этом «раю», посреди дворца бьёт источник жидкого огня, в котором купаются души. Их плоть там растворяется, и, когда они выходят из источника, Верховный владыка создает для них «новое жизненное тело».
Литература
:
Maspero H., Le Taoīsme et leg religions chinoises, P., 1971.