Хетель и Хильда

Хетель и Хильда

Хетель и Хильда, Хедин и Хильд (средневерхненем. Hetele, др.-исл. Heðinn, от heðinn, «мехом одетый воин»; средневерхненем.

Hilde, др.-исл. Hildr, «битва», Hildr — имя валькирии), персонажи германо-скандинавского мифо-эпического сказания.

Оно известно из немецкого эпоса «Кудрун» (начало XIII в.), исландской скальдической поэзии («Песнь в честь Рагнара Кожаные Штаны» скальда Браги), «Младшей Эдды», «Деяний датчан» Саксона Грамматика и некоторых других источников.Конунги Хёгни и Хедин побратались после того, как испытали силы друг друга и сочли себя в равной мере могучими. В отсутствие Хёгни Хедин похищает его дочь Хильд с её согласия.

Отец отправляется в погоню и настигает беглецов на острове. Хильд предпринимает попытку примирить мужчин (больше для видимости), но не достигает успеха. В схватке гибнут и Хедин, и Хёгни, а вместе с ними и все их дружинники.

Однако на следующую ночь Хильд с помощью колдовства пробуждает всех погибших, и они возобновляют бой, длящийся до утра. И эта борьба будет происходить еженощно, вплоть до конца света.По толкованию немецкого учёного Ф. Р. Шрёдера, сказание связано с широко распространённым обычаем похищения невесты.

Он считает, что героический эпос возник на основе мифа и реконструирует этот миф. Хёгни (Хаген) — один из древнейших персонажей германских героических сказаний, в мифе фигурировал в качестве демона смерти.

Он похитил Хильд, первоначально являвшуюся богиней плодородия, а юный бог Хедин её освободил. Хедин воспитан Одином.

Мотивы побратимства Хёгни и Хедина, равно как и возобновляющейся битвы погибших воинов, Шредер считает вторичными, привнесёнными в германский (первоначальный) эпос на скандинавском севере. Хьяд-нинги, отряд Хедина, — боевой мужской союз, стоявший под властью и покровительством Одина.

Но Один выступает и на стороне демона Хёгни, даруя сражающимся одновременно и непобедимость, и гибель. Героический эпос о Х. и Х. возник, по Шредеру, путём перетолкования мифа: миф и культ оптимистичны (бог Хедин побеждает демона — похитителя Хильд и освобождает деву), тогда как героические эпические песни проникнуты мрачным трагизмом (погибают и Хедин, и Хаген, а демонизированная Хильд пробуждает павших бойцов к новой битве).

В отличие от Шредера, другой немецкий учёный К. фон Зе полагает, что в скандинавской версии произошла «последующая мифологизация» германских героических сказаний.

Литература
:
Höfler О., Kultische Geheimbūnde der Germanen, Bd 1, Fr./M., 1934;
Schröder F. R., Die Sage von Hetel und Hilde, «Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissen-schaft und Geistesgeschichte», 1958, Bd 32, H. 1;
See K. von, Germanische Heldensage. Stoffe, Probleme, Methoden, Fr./M., 1977.