Хануман
Хануман (др.-инд. Hanumān), в индуистской мифологии божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю, или Маруты, и обезьяны Анджаны. Х. способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, обладает силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.
По одной из легенд, сразу же после рождения Х. схватил солнце, приняв его за нечто съедобное. На защиту солнца выступил Индра и поразил Х. в челюсть своим перуном.
Отсюда Х. получил имя, значащее «имеющий (разбитую) челюсть».В «Рамаяне» Х. является одним из главных героев, он мудрый советник Сугривы и преданный друг Рамы и Ситы. В поисках Ситы Х. одним прыжком перелетает на Ланку, убив по дороге чудовищ Сурасу и Симхику, и там, вступив в сражение с полчищами ракшасов, поджигает город.
Затем Х. возвращается к Раме и вместе с ним принимает участие в походе на Ланку. Он совершает множество воинских подвигов, убивает сына Раваны Акшу, спасает от гибели Раму и Лакшману. После победы Х. над ракшасами Рама вознаграждает его за помощь даром вечной молодости.
Х. присутствует и в другом индийском эпосе — «Махабхарата». Там во время пребывания пандавов в изгнании с Х. встречается в лесу Бхима и не может даже приподнять хвост Х., которым тот преградил ему дорогу.
Х. объявляет Бхиме, что он его брат (Бхима — тоже сын бога Ваю), и возвещает ему учение о четырёх югах (см. Юга) и об обязанностях четырёх варн (Мбх. III 146—151).
Культ Х., или Марути (его второе имя, означающее «сын Маруты»), — один из самых популярных в современном индуизме. Х. чтится как наставник в науках и покровитель деревенской жизни. На многочисленных изображениях Х. обычно представлен в почтительной позе (на коленях, со сложенными руками) перед Рамой или Ситой либо в воинственном облике, с дубиной в руке, ногой попирающим богиню — хранительницу Ланки.Из Индии культ Х. (и культ обезьян вообще) распространился на всю Восточную Азию вплоть до Китая.П. Г.