Уту
Уту (шумер., «светлый», «сияющий», «день»), Шамаш (аккад., «солнце»; общесемитское в том же значении — шамс, шапс), в шумеро-аккадской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны (Иштар).
Супруга его — шумерская Шенирда (или Суданга), аккадская Айя (имеет постоянный эпитет «Айя — невеста»), посол — Бунене. В ежедневном странствии по небу У. = Шамаш вечером скрывается, а утром снова выходит из-за гор (по аккадской традиции, из-за гор Машу).
Обычно этот выход ему открывают два бога-стража. Ночью У. = Шамаш путешествует по подземному миру, принося мертвецам свет, питьё, еду (его аккадский эпитет — «солнце мёртвых душ»).
Как божество всевидящего света У. = Шамаш — судья, хранитель справедливости и истины. Уже с периода Фары (XXVI в. до н. э.) отмечены имена типа «Уту — мой судья». У. — также бог-защитник и податель оракулов.
Губительность, палящий зной солнечных лучей ассоциируются не с У. = Шамашем, а с Нергалом или с Гибилом. Роль Шамаша в аккадском культе значительнее роли шумерского У., на подчинённом положении которого сказывается зависимость его от лунного бога (соответственно лунный культ играл более существенную роль, чем солнечный).
Культ У. как местного божества был развит в городе Уруке. По традиции, У. — основатель I династии Урука.
Отсюда — значительность роли У. в мифоэпической традиции Урука (мифы цикла «Инанна—Думузи», где он помогает Думузи, эпосы об Энмеркаре, Лугальбанде и Гильгамеше). У. — помощник, личный бог-хранитель эпических героев этой династии.
В аккадском мифе об Этане Шамаш — судья, помогающий змее отомстить орлу за нарушение клятвы, но одновременно и помощник Этаны, спасающего орла. Места культа божества солнца — Сиппар на севере и Ларса на юге. В Ашшуре у Шамаша был общий храм с лунным божеством.
В иконографии на рельефах и в глиптике особенно часто изображается выход бога солнца из-за гор, а также суд У. = Шамаша над разными мифическими существами. Отличительные признаки бога — лучи за спиной и серповидный зубчатый нож в руке.В. К. Афанасьева.