Штирлиц
1 функция «Хорошо» — объектная логика. «Моя жизнь – мои правила… для всех!»
Очень самоуверен в имеющихся у него знаниях, живет по внешним правилам: «распорядку», «уставу», придуманным им самим, навязывает всем свое видения «порядка вещей» во внешней ситуации и консервативен в этом видении: кто что должен делать и т.п. Все вещи должны стоять на своих местах, перемещение их вызывает у него желание поставить их на место. Очень сильно понятие «моя территория», «хозяин», устраивающие беспорядок на ней люди вызывают раздражение, «всяк сверчок знай свой шесток». Существующий порядок вещей неизменен, если спросить, почему надо делать именно так, а не иначе – то отвечает что-то вроде «так надо», без объяснения причины. Словно бы живут тем, что делают в окружающем пространстве руками, поэтому перемены в этом воспринимают как попытку изменить их самих. Единожды выучив определенное правило – следуют ему всю жизнь (2*2=4). Существующий старый порядок должен быть неизменен, если ему на смену приходит новый – то он уже плохой. Наведение порядка на своем месте несет статус самоутверждения. Хорошо разбирается в правилах чего-либо: чтобы что-то сделать – как, и в каком порядке нужно действовать, куда обращаться, с какими документами. Умеет собрать и разобрать что-либо, самоуверен в этом, может часами возиться с паяльником, деталями, разбираться в сложных механизмах. Если в моем мире есть стабильные и неизменные правила, порядок – то я живу. Если их нет – то нет и меня. На своей территории всегда чувствуют себя главными, не терпят возражений. Если понятие территории у него более широко очерчено – то может распространять это понятие на всех, кто на ней находится. Для них дом – это неприступная крепость. Если им что-то объяснять, чтобы они поняли – то рано или поздно они скажут «понятно» и прервут вас, так как вникать до уровня понимания они не стремятся. Их интересуют факты объективной реальности – а их понимать не нужно, чаще надо просто запоминать, учить, сопоставлять, внедрять. Например: как собрать и разобрать пылесос – не нужно понимать, надо просто запомнить, что куда вставляется. Если факты его объективной картины миры меняются – то у него это вызывает раздражение, ему нужно время, чтобы перестроить ее. Главный критерий деятельности – объективная польза, которую можно получить. Жить вместе с таким человеком на одной территории можно только по его правилам, а иногда он их стремится распространить и на чужие близлежащие территории, так как расширение их границ видится полезным делом с точки зрения того, что человек этим живет и значит он «существует» в еще большей степени. По крайней мере, прийти куда-то в чужое место и начать говорить, кто что должен делать – достаточно типично для него. Общаясь с ними – не покидает ощущение, что он всегда в образе начальника, любит командовать, даже если его никто не уполномочивал на это: «бери лопату, пойдешь картошку копать сейчас». Не любит тех, кто тратит свое время нерационально, непродуктивно. Любит переспрашивать, на каких фактах основано то или иное суждение кого-либо. Первая функция о третьей: подразумевается необходимость соблюдения их правил для всего ближнего, и не очень, окружения, так как именно в их соблюдении видится залог создания внешней гармонии мира. Поэтому они всегда очень строго и дотошно относятся к любым нормам и правилам, не терпят, когда кто-то опаздывает, нарушает какие-то инструкции. Появление в их окружении человека, которых их игнорирует, означает «двойной удар» по нему. Чем он ближе к его личной территории, тем серьезнее стресс для человека.
2 функция «Надо» — субъектная сенсорика. «Я умею вкусно готовить бутерброды и буду рад с кем-то посоревноваться в этом».
Является специалистом по физическому комфорту, сенсорным удовольствиям, ему нравится доставлять его людям. Любит заниматься приготовлением еды, подходит к этому вопросу очень творчески, правда иногда – слишком творчески, так как часто блюда выходят слишком уж специфичными. Большой экспериментатор в вопросах самых разнообразных сенсорных удовольствий, любит их максимальное разнообразие. Предложение попробовать редкое экзотическое блюдо будет воспринято, чаще всего, «на ура». Часто – хорошие массажисты. Всегда заботится о близких в физическом смысле. Умеют создать уют и комфорт в каком-то, не предназначенном для этого, месте. Изобретательны и умелы в вопросах медицины: если окажется, что нужно сделать операцию в полевых условиях, то сделают ее с удовольствием без всякого опыта. Вообще любит лечить других людей, делать их тела здоровее, проводить эксперименты по оздоровлению тела, деланию его красивым: закалка, изменение внешности, похудание. Любят также дегустировать что-либо: неожиданные вкусы, запахи, физические ощущения, а также давать это же все людям кругом. Носятся целый день с предложениями близким: «а вот скушай ягодку», «понюхай, как приятно пахнет цветочек», «а хочешь, массажик сделаю?», «а может хочешь конфетку с повидлом?». Если кто-то просит их о каком-то сенсорном удовольствии – им достаточно сложно бывает отказать, в этой связи могут заходить иногда на достаточно странные территории удовольствий просто потому, что кто-то о чем-то попросил. Вторая функция о третьей: постоянно заботится о близких, чтобы внешняя ситуация была гармоничной. Вторая о первой и четвертой: иногда может действовать по принципу «кнута и пряника», всячески балует тех, кого любит.
3 функция «Проблемы» — объектная интуиция. «Как бы сделать так, чтобы жизнь была «малиной»?»
Боятся чего-то упустить в жизни, не поспеть за возможностями внешнего мира. Они изо всех сил бегут, чтобы просто остаться на месте. Их самооценка зависит от целостности внешней ситуации, они очень переживают, что где-то эта самая целостность будет разрушена: скажем, кто-то в семье поругался – уже надо срочно бежать «тушить» конфликт, всех мирить, даже если он назрел и всем будет лучше его как-то один раз «разрулить», чтобы к этому больше не возвращаться. До последнего цепляются за отношения, даже если они давно себя исчерпали, чтобы не разрушить целостность внешней ситуации. При этом могут полностью ущемлять себя, лишь бы не разрушить Status Quo. Если у соседа есть огород, то и им надо срочно его завести, если вышел новый фильм, то обязательно его посмотреть, чтобы не отстать от мира, могут гоняться за модой. Это просто не стремление к внешней гармонии, а марафон. Любит быть на природе, так как она постоянна и гармонична одновременно. Не любит внешней противоречивости, непонятности ситуации, постоянно пытается ее прояснить. Стремится сохранить постоянство жизненной ситуации даже там, где это однозначно не возможно. В случае активной защиты функции – она просто модернизируется, постоянно подстраивается под изменения мира, таким образом, все может и дальше оставаться неизменным на какое-то время и вопрос целостности внешней ситуации успешно решается. При пассивной защите человек смиряется с тем, что это невозможно и пускает все на самотек, отстает от жизни и признает невозможность сохранения своих представлений об идеальном мире в окружающем пространстве. Часто любят праздники, традиции, так как они тоже выполняют именно гармонизирующую функцию в обществе: люди вынуждены примиряться, быть гармоничными с точки зрения внешней ситуации. Хотят, чтобы у них все было «как у людей». Свои идеалы пытаются объективировать в окружающем мире: создать идеальный, сказочный мир, в котором все будет хорошо, идеально. Признать невозможность этого – означает убить самооценку, поэтому они часто верят в сказки, любят фильмы с «хэппи-эндами», чтобы пережить это состояние, когда внешняя гармония удалась. Вообще часто обращают внимание на приметы, гороскопы, гадания на картах, часто религиозны: все, что может дать хоть какую-то возможную помощь в построения идеального мира, пускается в ход. Волшебные миры могут быть построены только волшебными способами.
4 функция «Хочу» — субъектная этика. «Любовь добра, а козел душка».
Стремятся найти себе окружение, место, в котором все будут нравиться им. Если кто-то не нравится, то это — повод сменить обстановку. Очень внушаем, если ему говорить, как к кому нужно относиться. Когда не знают, как к кому относиться, то чувствуют себя некомфортно, нуждаются в людях, которые им все это попутно объяснят. Ищет для себя место, где ему будет разрешено доносить до всех свою оценку, отношение. Если это позволяется – то место становится хорошим. В этом вопросе он очень мнителен, поэтому часто пытается найти и опереться на какие-то объективные данные. Очень внушаем оценкам близких ему людей, которые могут этим пользоваться. Так что, если, оказавшись в каком-то новом месте, есть такой человек – то он будет пытаться уловить именно его оценки и затем уже делать их своими собственными. Для него лучшее место там, где есть близкие и круг проверенных друзей. Ему нравятся ситуации, в которых он точно и однозначно уверен, как и к чему нужно относиться: «черное – белое». Если такой ясности нет – то чувствовать он себя может неуютно. Ему всегда очень больно расставаться с коллективом, в котором он работал, а воспоминания о нем будут рождать в нем ностальгию. Ему больно потерять друга, товарища, коллегу, с которым долгое время общался. То же относится и к личной жизни. Иногда может специально провоцировать скандал где-то как легитимный способ высказать свое отношение к чему-либо, так как на другую оценку потребовалось бы одобрение коллектива, а такую оценку можно высказывать и так. А затем уже перейти к своим настоящим оценкам, которые уже можно смело высказывать. Если он испытывает к кому-то чувства – то может закрывать глаза вообще на все, так как любовью он именно внушается, в его случае она очень слепа. Это чувство, которое его греет вопреки хоть какому-либо здравому смыслу. Вообще при таком положении функции складывается очень опасная ситуация, поскольку человека можно очень легко запрограммировать на любые чувства к кому-либо и, следовательно, действия. А затем просто подтолкнуть исполнить то, что ему нужно. И никакого гипноза не надо – он все сделает из лучших побуждений.
— 1 функция «Плохо» — субъектная логика.
Учитывает только факты, такое понятие как их понимание полностью игнорируется. В силу этого его знания бывают очень хорошими, но слишком поверхностными для глубокого их понимания. Это значит, что созидать что-то на их основе новое ему трудно. Если ему что-то объяснять, то рано или поздно он говорит «понятно» и прерывает вас. Не любит новых гипотез, теорий, концепций, так как они еще не проверены. Воспринимает только то, на что можно смело сослаться. Вообще не приемлет длинных пространных обсуждений из разряда «есть ли жизнь на марсе?», сразу называет всех болтунами. Если ему сказать, что «есть мнение, что…», то он вас оборвет на полуслове, даже не дав договорить: «что значит, есть мнение? А на чем оно основано, на каких фактах?» вместо того, чтобы немного об этом задуматься. Вообще никогда не полезет в теории, которые ему не нужны сейчас на практике. А вот если можно из этого что-то извлечь, тогда да, полезная штука. Ему надо знать «как на самом деле», а все остальное не интересно. Эта функция означает определенную зашоренность мышления, неумение взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Его логика – очень не гибкая, стандартная. Ему может быть сложно понять, скажем, Кастанеду или других философов, расширяющих своими концепциями кругозор мышления. Ведь у него все просто и понятно: Земля вращается вокруг солнца, а что это – только одна из возможных истин на эту тему, понять может быть очень сложно. Ведь было известно, что между двумя точками можно провести только одну прямую, но пришел Лобачевский, создал свою геометрию и становится понятно, что это – тоже лишь определенная условность. Так что, никакого «на самом деле» может не быть вообще в принципе. Впрочем, когда он защищает свои знания или не может обеспечить нормальную работу первой функции, то может попытаться лучше понять что-то, чтобы проще было «отбиваться», оборонять первую функцию. В жизни он также игнорирует такое понятие как взаимопонимание с окружающими людьми, словно бы и не пытается этим забивать себе голову, как-то подстраиваться под других людей. Также он не отличается любопытством, если это не знания практического характера, поэтому может «грешить» некоторой «твердолобостью».
— 2 функция «Не надо» — объектная сенсорика.
Применения силы для него допустимы только в самых крайних ситуациях. Например, когда на тебя напали, да и то, наверное, можно иногда как-то «отвертеться». То есть какие-то очень редкие ситуации, которые он возводит в норму и отклонений от этого понимания не любит. Поэтому необоснованное применение силы не приемлет, а также грубости. Не особо любит напрягаться, идти к поставленной цели «во что бы то ни стало», преодолевать трудности. За внешностью следит, но не сказать, что делает это особо эффективно с точки зрения умения создать имидж. С деньгами обращаться не очень умеет, много тратит на удовольствия, иногда залезает в долги. Зарабатывает достаточно стандартными способами, чтобы покрывать свои маленькие и не очень радости и удовольствия. Во всяком случае, миллионером им достаточно сложно стать. В ситуации, когда нет возможности найти «работу» в сфере субъектной сенсорики на протяжении длительного времени – может иногда начать критиковать силовые действия других, обвинять в грубости, скандалить, даже «распустить кулаки». Это позволяет ему сократить дистанцию с человеком, смягчить его, после чего можно уже его и «пожалеть», обнять, «приголубить», сказать: «иди ко мне, я тебя пожалею немного» и проблема «работы» решена.
— 3 функция «Решение проблем» — субъекная интуиция.
Если внешне все складывает плохо, гармонии не получается, то решение этой проблемы может искаться путем поиска гармонии внутренней. Иногда – через алкоголь, иногда – через «запасенный» арсенал средств. Это может быть психолог или аутотренинг, медитация, а может быть подружка, которая умеет поднимать настроение. В любом случае, прибегает к этому он только в таких ситуациях, когда «все плохо». В остальных может вообще не думать о своей внутренней гармонии, вместо нее постоянно решая проблемы внешней. Ну и вообще понятно, что нельзя пытаться всегда все искусственно «склеивать», просто тупо «тушить проблемы», загоняя их в подполье, ведь если они есть, это значит, что надо что-то придумать, какую то идею. Если он учится отталкиваться от этого, то и внешние проблемы решаются значительно легче. В противном случае же они лишь сильнее будут давать о себе знать в дальнейшем.
— 4 функция «Не хочу, боюсь» — объектная этика.
Боится внешних отношений. Это значит, что не любит он всех этих статусов, подразумевающих реальные отношения: друг, товарищ, жена, родственник. Может сбежать от всего этого куда-нибудь в тайгу, в горы на месяц – другой, вообще переехать в другой город, чтобы они перестали быть за это время для него официальными, значимыми. Лучше как-то так: вроде как друг, вроде как товарищ, вроде как родственник и вроде как жена. Так проще и ни к чему не обязывает. Если кто-то им высказывает однозначно свои симпатии, то часто пугаются этого. Ведь значит – сразу начинаются какие-то отношения с этим человеком, даже если он и не ответит взаимностью, то есть лучше сразу «смыться» куда-нибудь. Лучший вариант для них – отношения без отношений. Сегодня вместе, завтра не вместе, послезавтра – опять вместе. Эдакие семьи, где супруги вечно в командировках, видятся по большим праздникам. Впрочем, в любом случае какие-то отношения строить приходится, хотя бы с родителями, семьей, узким кругом друзей. Но это и та же причина, почему он может переехать жить в другой город: есть причина в них вступать очень не часто. Если ему не удается найти комфортного места нахождения где-либо и нельзя покинуть этого места, то может начать дурачиться, поднимать всем настроение, вести себя сообразно внешней ситуации, чтобы окружающие люди тоже показались ему позитивными, отвечая на все это в нужном ему положительном ключе. Тогда место нахождения становится хорошим для четвертой функции. В остальных случаях все эти поведенческие нормы кажутся ему чем-то ненужным и пугающим, обычно в кабинет начальства он врывается как к себе домой, а работать над тем, чтобы специально кому-то нравиться считает ниже своего достоинства. Главное нравиться самому себе, тогда, может, и еще кому-то сгодишься.
Резюмирующее описание
Рационал, что означает внутреннюю предсказуемость, последовательность. Внешние проявления наоборот очень нестандартные: одежда, работа, «продукция». Главная функция связана с маловероятными событиями, что может считаться позитивным фактором в виду его несколько меньшей стандартности. Основная «продукция» связана с высоковероятными событиями, что также может считаться позитивным фактором, поскольку снижает степень ее экзальтированности. Экстравертный тип, это означает то, что он воспринимает себя частью окружающего мира, а не чем-то из него выделенным. Сам себе он кажется понятным и простым, поэтому не стесняется что-либо рассказывать о себе, а окружающий мир кажется ему сложным, малопонятным, поэтому он не умеет им манипулировать, раздавать команды. Вместо этого с интересом изучает его. Доминантные потребности связаны с функциями, направленными на окружающий мир, это означает, что для здоровья ему крайне важно находиться в благоприятной обстановке, ему сложно приспособиться к агрессивной среде (склонность к флегматическому темпераменту – уравновешен, неподвижен). Примечание: рекомендация с точки зрения здоровья – несколько снизить внешнюю активность. Умеет творить, так как доминантная потребность находится на второй функции, но не обладает активной жизненной позицией из-за субдоминантной на первой. Самооценка не связана с доминирующими потребностями, поэтому ее падение также может быть достаточно неожиданно для него. Живут в потоке количественной информации, что означает умение хорошо работать, но не всегда с хорошим КПД. Он может не видеть того, что идет в неправильном направлении, делать что-то напрасно. Для улучшения качества его действий нужен тот, кто будет направлять его в нужное «русло», давать внешние ориентиры.
Признаки: правильный (зона самоуверенности), вкушающий (зона уверенности), романтичный (зона переживаний), откровенный (зона продажности).
Залог успеха типа: симпатичные и интересные люди по месту его нахождения, достижение гармонии окружающего его мира и реализация его возможностей, мир правил и объективных законов, спрос на его умение создавать физический комфорт.
Профориентация: специальности сферы услуг, специальности в сфере природы, массажист, строитель, косметолог, продовольственная сфера, медицина, музыкант, искусство, производство, мебельщик, дизайнер интерьеров, туризм.
Автор — Голихов Дмитрий
Источник — "Пособие по инструментальной соционике"