Тешуб
Тешуб, Тешшуб (хуррит. Teob, Teššub), Тейшеба (урарт. Teišэba), хуррито-урартский бог грозы. Имя Т. в хурритском и урартском языках, видимо, генетически восходит к общему прототипу; -seb, -šэba в нём, возможно, родственно хаттскому -zif-> хетт, -zipa, -šepa в именах богов и имеет соответствия в названиях божеств в нахско-дагестанских языках.
Священный город и резиденция Т. — Куммия (хуррит. Kumme, урарт. Qume-wu, первоначальное значение, по-видимому, «священный» > ликийск. kum-, «священный»), его жена — Хебат (хуррит. Hebat, урарт. Hǔbā; ряд исследователей предполагает их генетическую общность).
В хурритской мифологии Т. возглавляет богов актуального настоящего. Согласно теогоническому циклу о смене поколений богов (см. в статье Хурритская мифология), отец Т. — Кумарби (бог Ану, побеждённый Кумарби, оставляет в нём своё семя, в результате Т. выходит из головы Кумарби), Т. свергает его с небесного престола.
Кумарби родит сына-мстителя Улликумме, призванного вернуть ему власть на небесах. Т. побеждает Улликумме, а затем захватившего власть бога-хранителя (KAL) и также претендующего на небесный престол бога Серебро.
По мере распространения хурритского культурного влияния мифы о Т., обрядовые изображения Т. (в частности, в образе быка) и богов его свиты (брата Ташмишу и др.) широко распространились в пределах Хеттского царства (см. в статье Хеттская мифология). Т. и сопутствующие ему божества изображены на рельефах святилища Язылыкая близ Богазкёя.
Литература
:
Laroche E., Teššub, Hebat et leur cour, «Journal of cuneiform studies», 1948, v. 2, № 2.