Тваштар

Тваштар

Тваштар (др.-инд. Tvastar, от tvaks-, «производить», «создавать»), в древнеиндийской мифологии бог-демиург, творец всех существ и форм.

В «Ригведе» упоминается около 65 раз (он — «прекраснорукий», РВ III 54, 12; VI 49, 9; его руки искусны; в руке у него — нож или топор, VIII 29, 3); в «Атхарваведе» Т. изображается как старец с чашей сомы в руках. Т. именуют «господином форм», «творцом форм» (РВ I 13, 10; V 42, 13; ср.

Шат.-бр. II 4, 3, 3; Тайтт.-бр. I 4, 7, 1; АВ II 26, 1 и др.). Он — божественный мастер-создатель форм, он овладевает ими, творит и изменяет их; сам он многоформен и обладает «всеми формами» (отсюда его эпитет Вишварупа).

Т. выковал для Индры палицу-ваджру и колесницу; для напитка сомы — чудесную чашу (луну), для Брахманаспати — железное оружие и т. д. Он создал мужа и жену, жениха и невесту (АВ VI 78, 3; Тайтт.-бр.

III 7, 4, 3), зверей, коней, он приносит семя, сыновей, богатство, помогает беременным. Позднее он отождествляется и вытесняется образом Праджапати как Вишвакармана.

Т., одиннадцатый сын Адити, имел жену-демоницу из асурского рода, которая родила ему трёхглавого Вишварупу и дочь Саранью в облике кобылицы. Индра убивает Вишварупу.

Узнав об этом, Т. пришёл в ярость; она ещё более возросла, когда Индра без приглашения напился сомы, которой ведал Т. Чтобы отомстить Индре, Т. создал из сомы и огня чудовище Вритру. Из других мотивов существенны создание Т. Агни и Брихаспати, золотых рук Савитара, мёд Т.

Само имя Т. — скорее эпитет, имеющий, однако, индоевропейские корни (ср. авест. Θworοštar, «творец» и др.).

Литература
:
Bloomfield M., Contributions to the interpretation of the Veda. III. The marriage of Saranyu, Twastar’s Daughter, «Journal of American Oriental Society», 1891, v. 15, p. 172—188;
Ammer K., Tvastar, ein altindischer Schöpfergott, «Sprache», 1949, Bd 1, S. 68—77;
Leumann M., Der indoiranische Bildnergott Twaštar, «Asiatische Studien», 1954, Bd 8, S. 79—84.