Сошествие во ад

Сошествие во ад

сошествие во ад (греч. χατάβασις ε’ις αδου; лат. descensus ad inferos), в христианских преданиях посещение Иисусом Христом преисподней после смерти на кресте и погребения, знаменующее его торжество над смертью и силами сатаны.В новозаветном каноне есть лишь отдельные указания на С. в. а. (1 Петр.

3, 18—20; сравни Матф. 12, 40; Деян. 2, 23—28; Рим. 10, 7; Ефес. 4, 8— 10). Более подробно С. в. а. описывается в апокрифах.

Так, «Евангелие от Никодима» содержит рассказ Карина и Левкия (двух воскресших сыновей Симеона Богоприимца), «очевидцев» чудес, совершённых Христом в аду. Согласно преданию, «облистанный» ярким сиянием («се луч от источника света вечного») Христос, сокрушив «врата медные» и «вереи железные», появляется в преисподней, откуда он, повергнув сатану и поправ смерть, изводит ветхозаветных праведников; в раю эту процессию встречают архангел Михаил, Енох и Илия.

У райских врат ожидает и «благоразумный разбойник» Рах со знамением креста, данным ему Иисусом в знак истинности своих слов: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23, 43). В ранневизантийской и западной иконографии С. в. а. доминирует мотив выведения из ада праотцев.

Преисподняя представляется обычно в виде пещеры; Христос, попирающий ногами скованного сатану, протягивает руку Адаму и Еве. Эта изобразительная схема характерна как для монументального искусства (фрески церкви Санта-Мария Антикуа в Риме, VIII в., нижней церкви Сан-Клементе в Риме, X—XI вв., мозаики монастырской церкви в Дафни, XI в., собора Сан-Марко в Венеции, около 1200, и др.), так и для средневековой миниатюры (многочисленные рукописи Псалтири XII—XIV вв.); фреска Беато Анджелико (монастырь Сан-Марко, Флоренция) подводит итог средневековой традиции, и после XV в. западное искусство редко обращается к этой теме (произведения А. Дюрера, А. Бронзино, Я. Тинторетто, П. фон Корнелиуса). В православной иконографии она сохраняет большое значение до XVII в., причём древнерусская иконописная традиция, наследовавшая Византии, совмещает мотив изведения патриархов из ада с мотивом битвы воинства Христова с «аггелами» сатаны (например, икона Дионисия «Сошествие во ад»; иконы псковской школы), а иногда присоединяет мотив вступления избавленных от уз смерти праведников в рай (так называемая «полная» икона воскресения с сошествием).

Литература
:
Gschwind K., Die Niederfahrt Christi in die Unterwelt, München, 1911;
Monnier J.-G., La Descente aux enfers, P., 1905;
Reicke B., The Disobedient Spirits and Christian Baptism, Kbh., 1946.О. Е. Нестерова.