Серафимы

Серафимы

серафимы (евр. śerāphīm, «огненные», «пламенеющие», от корня śr со значением «гореть», «сжигать», «обжигать»), в иудаистической и христианской мифологиях ангелы, особо приближённые к престолу бога и его прославляющие.

Их описание содержится в ветхозаветной Книге пророка Исайи (Ис. 6, 2—3): «у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, двумя летал…». Один из С. очищает уста пророка, коснувшись их горящим углем, который он берёт клещами с жертвенника, и этим приготовляет его к служению (6, 6—7).

Этот образ составил один из распространённых сюжетов христианской иконографии. В русской литературе сюжет использован в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк».Подобно херувимам, С. отражают древнейшие ближневосточные представления о крылатых сверхъестественных существах с охранительными функциями.

Этимологическая связь С. (в их близости богу) с огнём, пыланием осложняется их ассоциацией со змеями, также, в свою очередь, многообразно связываемыми с огнём и обозначаемыми (Чис. 21) тем же словом (в том числе Медный змей), более того — с крылатыми драконами (Ис. 14, 29; 30, 6). Древневавилонская параллель к С. — шестикрылый демон, в каждой руке держащий по змее (изображение на рельефе, найденном в Тель-Халафе, Северная Сирия).«Книга Еноха», насыщенная описаниями ангельских чинов, помещает С. вместе с херувимами на шестое небо и передаёт их в ведение архангела Гавриила.

В христианской традиции, по классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — начало VI вв.), С. — первый чин, составляющий вместе с херувимами и престолами первую триаду, характеризуемую непосредственной близостью к богу. См. Девять чинов ангельских.

Литература
:
Stier F., Gott und sein Engel im alten Testament, Münster, 1934;
Langton E., Ministries of the Angelic Powers, L., 1936;
Ziegler M., Engel und Dämon im Lichte der Bibel, Zürich, 1957.