Наполеон
1 функция «Хорошо» — объектная сенсорика. «Я – самый сильный мужик на свете, салаги».
Очень самоуверен в собственных силах, считает, что может все. Часто производит впечатление волюнтариста: что я считаю правильным, то и должно быть хорошо для всех. Производит впечатление сильного человека, ему словно бы всегда не хватает пространства кругом, «как слон в посудной лавке». Если он физически силен, то презирает «слабаков», если наоборот слаб, то все силачи – «жлобы». Часто хорошо распоряжается деньгами, но в этих вопросах либо слишком консервативен, либо слишком самоуверен. Жизнь воспринимает через призму силы «кто кого». Чтобы быть услышанным им, нужно заставить себя уважать каким-либо образом. Любую слабость человека воспринимают как недостаток, поэтому часто могут этим пользоваться, не видя в этом ничего плохого. Постоянно чего-то делают, развивая умения. Обычно их сила видна невооруженным глазом, но ей не хватает гибкости, скорее это что-то монументальное и консервативное. Всегда стараются быть только первыми в любом деле, если этого не получается, то сильно злятся. Если их силу и умения подвергать сомнению, то тоже следует вспышка агрессии. Потенциально – отличные спортсмены, но постоянная переоценка собственных сил чревата травматизмом. Проповедует культ силы и умений, уверены в своих внешних данных. Утверждает свою исключительность, неповторимость. Не считает нужным получать у кого-то одобрения на тот или иной поступок, при этом решение принимает очень самоуверенно. Не стесняется в применении силы где-либо. Злится, раздражается, если кто-то ему «перечит» и это видно внешне. Иногда сперва раздражается, а уже только потом способен что-то понять из сказанного ему, так как функция иррациаональна, то есть не связана с мышлением. Выслушивать мнение другой стороны склонен только тогда, когда что-то не удалось сделать самому или надо тогда пользоваться явным авторитетом в его глазах, уважением, чтобы он вас послушал. Любит экстремальные ситуации как способ доказать себе, что он живет, существует. К тому же так ему проще получить от социума право на одобрение своих действий. Сперва что-то сделают, а только потом могут понять, что же они сотворили. Человек действия, поступка. Склонен к философии воспевания силы, самостоятельного преодоления трудностей, победы любой ценой: «смог медведя завалить – мужик». Представителей противоположного пола предпочитают именно завоевывать, брать как крепость решительным штурмом. Причем, всегда уверен, что все здесь зависит только от него самого, его силы, возможностей. Отсюда – сильнейшее раздражение в случае осознания, что цели добиться не удалось. Слабое место человека – неумение понять, что в жизни не все зависит от него одного. Поэтому если человек не добивается в жизни успеха, то становится очень раздражительным, так как в глубине души считает себя неудачником. Уверен, что выглядит и одеваться хорошо. Ему тяжело находиться в ситуации, когда ничего нельзя сделать, изменить, находиться в «подвешенном состоянии», просто выжидать нужного момента для действия, а не «выпалить» все сразу. Им постоянно сопутствует беспокойная активность, трудоголизм. Ни минуты без действия, что означает иногда неумение остановиться и задуматься. Если в воздухе повисает пауза, то ее обязательно нужно заполнить каким-то действием. Если они говорят что-то, то сразу звучит проблематика, действие. Первая функция о третьей: очень важна карьера, не суть важно в какой сфере. Если ее нет, то это означает серьезные проблемы с самим собой, внутренний дисбаланс.
2 функция «Надо» — субъектная этика. «Я умею любить горячо и буду рад найти того, кто умеет это еще сильнее».
Всегда доносят до окружающих свое отношение к ним, постоянно манипулируют своим отношением к другим. Видят свое предназначение в раздаче собственных оценок всему, что их окружает: что хорошо, что плохо. Иногда могут менять симпатии / антипатии по нескольку раз на дню, очень влюбчивы и непостоянны в этом. Ищет место, где интересуются его мнениями по какому-либо вопросу. Лучше всего находят себя в качестве художественного руководителя, так как его оценки однозначно принимаются и люди одобряют то, что он с них требует. В качестве руководителя он тоже такое право получает, но одобрения окружающих в этом случае значительно меньше. Сам же относится к своим оценкам как к «рабочему моменту», чем-то будничным и постоянным: сперва похвалил кого-то, потом отругал, затем снова похвалил. Не будучи в подобной должности – это выглядит менее адекватно, поэтому часто именно это является одним из стимулов, чтобы им стать и, тем самым, спокойно «сбывать» продукцию, спрос на которую в обществе очень небольшой. Обычно – вообще никакой, так как тех, кто всех критикует, чаще всего никто не любит. Он часто воспринимается как тот, кто приходит «со своим уставом в чужой монастырь». Сразу смотрит и начинает все оценивать: «это хорошо, а это плохо», «это нравится, а вот это как-то нет». Ему интересно находиться в конфликтной ситуации, а если все хорошо, то он может ее даже провоцировать, поскольку тогда у него появляется работа: оценивать. Такие люди часто завоевывают симпатии своим участием в проблемах других: они осведомлены о них, интересуются ими, могут подстроиться под собеседника в этом качестве, чтобы лучше найти контакт с ним. Поэтому из них часто получаются хорошие политики. Их достоинство – умение играть на запросах избирателей, знать, чего именно они хотят. Их отношения редко бывают надежными, так как очень изменчивы: сегодня люблю, завтра – не люблю, потом – опять люблю. Даже ненависть их – что-то, что вполне запросто может однажды стать любовью. Для них чувства – это просто интересная игра. Они всему знают цену, поэтому им еще бывает интересно быть оценщиками, дегустаторами. Редко когда представителя противоположного пола они оставят без своей оценки. Их оценки часто выступают как морализаторство, но очень странное, так как сегодня это хорошо, а завтра – уже плохо и наоборот. Иногда ситуация вынуждает прятать свои оценки за «мнение окружающих». Скажем, могут использовать такой прием: «говорят, что…». Если уточнить, кто и что говорит, то окажется, что это он так хитро свое мнение прячет. Вторая функция о третьей: «чтобы быть хорошим специалистом, надо много учиться, как я». Вторая о первой и четвертой: может высказывать вслух иногда свое мнение относительно чьих-то волевых качеств и желании найти душевных людей.
3 функция «Проблемы» — объектная логика. «Как я хочу получить приглашение в телепередачу «Что? Где? Когда?» и победить!»
Знания для данного человека приобретают первостепенное значение, фактор превосходства: «если я чего-то не знаю, то я — плохой». Поэтому очень часто они говорят, что что-то знают, в действительности этого не зная (чаще всего в надежде, что изучат это позже, и никто не догадается, что они этого на самом деле не знали). Или другой вариант, при защите в минус — еще от них иногда можно услышать: «ой, а я этого не знаю, мне так стыдно». Также для них важно иметь какой-то кусок своей территории, на котором они имеют возможность быть главным. Любят учиться, так как приобретенные знания повышают их самооценку. Ничто их так не радует как полученная пятерка по какому-то предмету. Очень внимателен к объективной реальности: нарушение планируемого порядка вещей вызывает в нем напряжение. Любит подкреплять свои знания ссылками на авторитетный источник, статистику, факты. Но не умеет их анализировать с точки зрения понимания. Его призвание — хранитель научных знаний. Терпеть не может информационного хаоса, когда ничего толком не ясно. Поэтому обычно, в таких ситуациях, ее упрощает: «какие у нас есть реальные факты? Вот, давайте от них и отталкиваться». «Если в моем мире есть порядок – то я хороший, если его нет – то я плохой». Имеют свойство идеализировать свою «объективную» картину миру, авторитеты. То есть рассматривают это как то, что есть на самом деле, даже если ошибаются и все их факты «жареные». Часто становятся адептами чего-то, какого-то «порядка вещей» и повсеместно это внедряют. Становясь начальником, обычно сажают на местах именно «своих» людей, которые принимают их «порядок вещей» и действия. Очень важно понятие: «я – хозяин, главный на моей территории». Даже не важно, какой у нее размер: комната или целое государство, главное, чтобы всеми это принималось. Иногда это выливается в комичные формы: охранник какой-то территории, который считает себя вправе решать, пускать тебя или нет куда-то просто по своей прихоти. В личной жизни это иногда означает большую требовательность к избранникам: нужно полностью принимать все их внешние действия, а это тоже возможно только до определенных пределов. Поэтому часто они осознают, что поиск идеала в принципе не возможен. Нарушение порядка вещей кем-либо из подчиненных для них – серьезная провинность, опоздал – значит, разрушил его порядок. Если он не начальник – то ему важно точно знать круг своих обязанностей, иначе может и не принимать чужой «порядок вещей». Любят покомандовать, если есть такая возможность: близкими, подчиненными: смотря, насколько далеко распространяется его понятие «моя территория».
4 функция «Хочу» — субъектная интуиция. «Докажите мне, что я принципиален и гармоничен, и я – ваш навеки, упакуйте и заберите к себе домой».
Выбирают себе место пребывания там, где не испытывают внутреннего дискомфорта, противоречия с самим собой, где его идеи и принципы разделяют, причем без всяких объяснений. Если этого достичь не удается, то просто меняют его. Любят людей, которые умеют поднять им настроение, создать гармонию в душе: «а спой-ка цыганка так, чтобы на душе мне стало хорошо-хорошо». Внушаются чужим хорошим настроением, не любят быть рядом с теми, у кого оно плохое. Часто используют алкоголь именно как средство «заливать душу», что потенциально чревато алкоголизмом, причем сам человек может быть уверен, что так поступают все. Их главное требование к месту нахождения, чтобы оно не вызывало противоречия с их идеалами, принципами. Если этого нет в ситуации, то он уходит, говоря, что «это – не мой мир, он мне не интересен». Не может находиться где-либо, когда внешняя ситуация «ранит душу», вызывает в ней какой-то «зуд». Если же место комфортное, то в нем автоматически «все свои», так как по умолчанию разделяют его убеждения и дальше уже есть предпосылки для того, чтобы творить то, что сочтет нужным. Поэтому любят, чтобы их однозначно принимали «со всеми тараканами», создавая микромир «своих», которые принимают недостатки друг друга и живут с этим. Отсюда и отношение к такому миру и людям, его населяющих, как к своему клану, а себя могут позиционировать как «крестного отца». Существуя в таком мире, он уже противопоставляется «чужим», которые не разделяют его принципов. Человек осознает необходимость поддерживать у себя внутри гармонию, но он с этой задачей редко справляется, так как его постоянно куда-то заносит. Для ее удержания ему нужен человек, который будет своим вмешательством вовремя гасить эти «вспышки», разрушающие ее, что-то вроде: «ну что ты так завелся-то? Все нормально, хорошо». Плохо предсказуем в своем поведении по этой причине, никогда не знаешь, в каком настроении сегодня будет человек, и что он будет творить по этой причине.
— 1 функция «Плохо» — субъектная сенсорика.
Вопросы здоровья у него находятся в зоне игнорирования. Может абсолютно не учитывать эту составляющую своего организма и попутно других. Работать может без отдыха, обладать «букетом» запущенных заболеваний, но абсолютно не придавать этому значения. Говорить на тему болячек считает признаком слабости. Лучший способ быть здоровым – заниматься спортом, в крайнем случае, можно просто принять таблетку какую-нибудь. Может обрастать вредными привычками просто потому, что не видит в них ничего плохого. Ну, выпил, с утра будет голова болеть – опохмелюсь. В еде бывает не разборчив и не привередлив. Все, что сытно – то и хорошо. Высмеивает гедонизм других. При защите первой функции, когда она не может функционировать нормально, подвергается мощной критике, может также в ответ критиковать чужие физиологические слабости, страхи болезней. В результате его требования к миру несколько смягчаются, так как он начинает видеть «обратную сторону монеты»: уже не так строго он требует от других аскетизма и становится лучше понятен окружающим. Хотя, в глубине души, он, естественно, как и все любит вкусно поесть. Но это – его тайный секрет, носящий статус «запретного плода». Поэтому, часто может специально заказать какое-то вкусное блюдо под каким-то ложным предлогом, например, якобы для детей, но и сам рядом сидит и «уплетает» это «за обе щеки» за компанию с ними.
— 2 функция «Не надо» — объектная этика.
Внешние отношения для них – что-то не очень и не всегда связанное с внутренними. Например, будучи женатыми, частенько могут запросто встречаться с кем-то еще, не видя в этом чего-то плохого. Едва появившись в какой-то компании, могут начать претендовать на то, чтобы к нему относились так же, как и ко всем остальным ее членам. Часто такое поведение может вызывать раздражение людей. В определенных ситуациях он все же соблюдает какие-то нормы внешних отношений, но все эти случаи – редки и строго прописаны. Например – на похоронах не стоит веселиться, может быть в отношении с работодателем должны быть какие-то рамки дозволенного поведения или это еще могут быть подобные случаи именно его понимания этих норм. Во всех остальных случаях он их просто злостно игнорирует. Если все идут на праздник веселиться – можно устроить скандал, а когда все расстроены – можно начать вести себя вызывающе. Бестактность – часто их визитная карточка, за исключением каких-то случаев, которые он возводит в такое понятие как норма, тут он и сам не потерпит их нарушения. Но что именно в нее включает конкретный человек – зависит от него, поэтому все вышенаписанное нужно иметь в виду с учетом этого фактора. Если говорит на темы объектной этики, то обычно со знаком минус. Например, что-то вроде: «тоже мне семейка», «друзья – не разлей вода». В ситуации инверсии также начинает еще сильнее критиковать внешние отношения между людьми и со временем начинают видеть в них все-таки какой-то смысл, хотя бы отдаленно, так как все же немного начинают анализировать их. Это позволяет как-то, но сблизиться с людьми, и далее можно им снова раздавать свои оценки как работу для второй функции.
— 3 функция «Решение проблем» — субъектная логика.
Чтобы все знать и хорошо в этом разбираться – очень полезно в это вникнуть, понять, изучить изнутри. Иначе возникает угроза поверхностности имеющихся знаний, особенно если это – твоя основная специальность. Они могут подводить в какой-то момент. Для этого могут любить учиться, ходить на курсы, нанимать репетиторов, даже если уже как-то неплохо владеют вопросом. Также стараются искать людей, которые хорошо разбираются в каком-то вопросе, понимают нюансы. Это позволяет структурировать всю имеющуюся у них информацию, но делают все это они тогда, когда знания не дают им нужного результата. В остальное время вполне себе довольствуются тем, что они владеют этими знаниями.
— 4 функция «Не хочу, боюсь» — объектная интуиция.
Не любят они, когда все слишком хорошо, гармонично во внешнем мире. Надо сразу создать конфликт, разрушить ее, накалить страстей, доказать, что этот мир — это только иллюзия, а на самом деле он не такой уж и хороший. Полная известность будущего также пугает его, поэтому может «взбрыкнуть» и создать брешь в целостности внешней ситуации, разрушив ее спокойное течение при наличии такой угрозы для себя. Зато теперь интереснее, думает он. А также можно находиться в состоянии «экстрима», адреналина в крови, принимать решения, от которых будет зависеть будущее и все в твоих руках. Сразу же чувствует, что он живет. А весь этот гармоничный мир – это не мир, а просто болото. Некоторым с ним сложно бывает вместе не то что жить, но даже отдыхать: все настроились на позитив, приехали получать удовольствие и вдруг какие-то страсти–мордасти, «концерты» и «театр одного актера». А все дело в том, что пугает их этот весь внешний позитив и гармония. Нужны им обязательно враги, проблемы, хаос внешнего мира, тогда и жизнь имеет смысл. Также не верят неожиданным выгодным предложениям, боятся их – ищут в этом сразу какой-то подвох. Мол, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Часто могут менять работу, чтобы все не было слишком предсказуемо в их жизни. Впрочем, иногда, в случае невозможности найти комфортного места нахождения для субъектной интуиции, могут начать говорить и на темы гармонии внешнего мира. Например, что было бы неплохо музыку включить, создать расслабляющую обстановку. В результате, если это все делается, это успокаивает его и внутреннее, место становится комфортным. Прием может запомниться и таким образом может иногда действовать «на упреждение», что описывается и в таком понятии как «Ролевая» функция в популярной соционике.
Резюмирующее описание
Иррационал, что означает внутреннюю непредсказуемость (постоянство в непредсказуемости), ветреность, а внешние проявления наоборот очень стандартные: одежда, работа, «продукция». Первая функция связана с высоковероятными событиями, что несколько снижает степень его непредсказуемости и может считаться позитивным фактором. Основная «продукция» связана также с высоковероятными событиями и это является негативным фактором ввиду ее еще большей стандартности. Экстравертный тип, это означает то, что он воспринимает себя частью окружающего мира, а не чем-то из него выделенным. Сам себе он кажется понятным и простым, поэтому не стесняется что-либо рассказывать о себе, а окружающий мир кажется ему сложным, малопонятным, поэтому он не умеет им манипулировать, раздавать команды, вместо этого с интересом изучает его. Доминантные потребности связаны с ведущими функциями: чисто внешне производит впечатление «живчика», активного человека: ни минуты без дела, внешне – часто, словно «кровь с молоком» (склонность к холерическому темпераменту – неуравновешен, подвижен). А вот самооценка падает всегда неожиданно, поскольку и она, и слабые функции вообще связаны с субдоминантными потребностями. Живут в потоке как количественной, так и качественной информации, что означает умение хорошо маневрировать в ее потоке: знать куда идти и эффективно действовать.
Признаки: волевой (зона самоуверенности), откровенный (зона уверенности), правильный (зона переживаний), принципиальный (зона продажности).
Залог успеха типа: место нахождения среди единомышленников, развитие знаний и признание главенства на своей территории, сильный и статусный мир, спрос на его оценки со стороны окружающего мира.
Профориентация: воспитатель, технические науки, политика, библиотекарь, художественный руководитель, режиссер, дегустатор, оценщик, лектор, критик, судья, арбитр, искусствовед, чиновник.
Автор — Голихов Дмитрий
Источник — "Пособие по инструментальной соционике"