Наполеон (Бескова, Удалова)

Описание Наполеона от Е. Удаловой и Л. Бесковой.

Тип Наполеон

Сенсорно-этический экстраверт

Дмитрий

Вы сами себе все покупаете?

У меня жена это делает. Раньше я все сам покупал, когда был неженат.

Вы добровольно сложили эти обязанности, или плохо получается?

И времени нет, и плохо получается. Пойти и купить что-то — это сложно. Деньги отдать — проблема.

— Жалко?

Может, они нужны на что-то другое. И потом, а вдруг купишь не то. Иной раз купишь, а это оказывается через два дня ненужным. Вещи вообще не имеют значения. Важно правильно использовать деньги, которые есть. А может быть, их надо было на что-то другое использовать… А я тут пошел, какую-то шмотку купил… Бессмысленную.

(Слабая логика действий в подсознании: ему трудно оценить весь свой ресурс и решить, что целесообразно, а что — нет.)

— А качество вещей вы видите, что плохое, что хорошее?

Конечно.

Отличите шерсть от синтетики?

— Конечно. Можно и поджечь. Но и так видно. В Аргентине, например, можно с зажигалкой пробовать вещи или нитку вытащить, посмотреть, какого качества. Это у нас не принято, а во многих других странах это нормально, если ты хочешь определить качество товара.

(Экстраверсия: ответ на конкретный вопрос быстро переходит в общую картину, со ссылкой на другие страны.)

— А готовить вы умеете? В принципе представляете, как сделать, чтобы съедобно получилось?

Сейчас я не готовлю. Да. Я вообще хорошо готовил одно время, а потом решил, что приготовить можно все, что угодно из чего угодно, и перестал готовить.

(Ограничительная белая сенсорика: сужение поля действия в сочетании с уверенным суждением по теме.)

Вы с людьми работаете?

— Я сейчас фирму открыл и директором работаю. Для меня важнее всего результат, а что я делаю для этого, меня мало интересует. То есть я все могу делать в принципе… Все, кто у меня работает, я их всех научил (кроме бухгалтера, конечно), что надо делать.

А бухгалтера нельзя научить?

Ну, бухгалтера я взял готового уже, потому что я не могу его научить. Все знать невозможно…

(Болевая точка — формальная логика: уход от углубления и обсуждения неинтересной темы.)

— Как вы работаете с подчиненными, клиентами?

Убеждаю.

А если не хотят слушать?

Опять убеждаю.

(Творческая этика отношений: терпимость к человеческим проявлениям, ставка на убеждение, а не на объяснение.)

— А потом?

Потом? Границы есть… И выгоняю.

А если в автобусе кто-то взял и нахамил, вел себя нехорошо?

А кому он нахамил — мне? (Выразительная пауза) Я что-то такого не помню.

(Смех в аудитории)

(Воля — основа личности: экспертный контроль ситуации, защита территории, на которую в этом случае никто и не покушается.)

— А почему с покупкой вещей такая неуверенность?

Ну, вещи, они, по сути, не нужны. В принципе, по жизни, зачем они, эти вещи-то? Это условность как бы. Какая разница, какие вещи нас окружают?

А как же комфорт, уют — имеют значение?

— А кто вам сказал, что комфорт и уют имеют значение?

(Ограничительная сенсорика ощущений: демонстративный отказ от комфорта в ситуации защиты своей личности.)

— А в школе вам какие предметы лучше давались?

Сначала никакие не давались. А потом все.

А были любимые? Или была любимая учительница по географии?

Да, наверное. Наверное, это было самое лучшее… (Смеется)

(Освоение творческой этики как эффективного инструмента воздействия на ситуацию.)

— А вы в школе дрались? Чем вас могли спровоцировать на драку?

Да. Но не за девочек. Драки ведь бывают разные. Тебя могут ничем не провоцировать, просто начать бить за что-то. Нормальное явление. Не обязательно же в драке должны участвовать два человека. Может так получиться, что тебя бьют три-четыре.

Но должна же быть какая-то причина. Так ведь просто не подойдут…

И подойдут, и начнут.

(Болевая формальная логика: отказ анализировать причины явлений.)

— А это было, чтобы вы с помощью обаяния добивались отметок?

Если и было, то неосознанно. Я не отдавал отчета, что это как-то со мной связано. Конечно, мне часто не ставили двойку, когда ее надо было ставить. Но я считал, что это само собой разумеется. Почему бы мне не поставить тройку, допустим? А еще лучше и четверку. Я ж не знал, что мне нужно для этого улыбнуться.

(Постепенное освоение творческой этики отношений как эффективного инструмента.)

— То есть вы хотите сказать, что вы свое обаяние никак не используете?

Нет, стараюсь не делать, просто последствия непредсказуемы абсолютно…

(ОБСУЖДЕНИЕ:

Л. А.: Видите, у него это просто до сознания не доходит, потому что на самом деле этика работает со страшной силой.

Е. А.: Нас в нашей культуре не учат работать по этическим функциям. Никто не научил его пользоваться своим психологическим даром. Тем более он мужчина, вроде бы чувствительность и кокетство неуместны. Вот он и не считает это надежным инструментом.

— А почему ему важна целесообразность?

Е. А.: Не целесообразность, а результат. Он ведь сенсорик… Он должен увидеть конкретный предмет — плод своих усилий. Вот спроси Антона (ДОН КИХОТ), зачем договаривать (а не то что доделывать!) до конца, когда и так ясно, где там что сойдется.

А спокойный он потому, что БАЛЬЗАК, его дуал, не выносит шума. Но если надо, он вполне может устроить скандал по творческой этике.

— А выгоняет он людей с объяснениями?

Е. А.: Директор — что он должен еще объяснять? Просто: бессовестные люди нам тут не нужны. А бухгалтеры нам нужны только готовые. И это глубоко верно. Нужна определенная воля и высокая самооценка, чтобы не претендовать на формальную логику и на нее не опираться.)

Любопытные моменты из других интервью людей этого типа

Света. Этика проявилась как уверенность в отношении окружающих к ней и в то же время интересе к ним. Экспертные рассуждения о том, как следует строить отношения с человеком, который злоупотребляет доверием, но ценный специалист. Были даже дословные совпадения с тем, что говорил во время тестирования Дима: "Я очень терпелива, буду долго убеждать, что он не прав. И еще убеждать. И еще. Потом уволю, конечно, если не понял".

Катя. Очень энергичная девушка, работающая в турбизнесе, легко может развлечь любую группу туристов. Она сразу произвела впечатление человека решительного и волевого. Далее выяснилось, что территорию она действительно держит прекрасно, и люди ее слушаются, несмотря на юный возраст.

Иррациональность проявилась в отсутствии планов, в умении перестраиваться, в отрывочных ответах. Катя была сдержанна в эмоциях, серьезна, но легка на улыбку в каждом подходящем случае.

(Эмоции у НАПОЛЕОНА — сильная бессознательная функция, без слов на деле вступающая в действие, если атмосфера ухудшается. Но без причины разводить шум он не будет.)

Дима (в другом интервью). Когда речь зашла о контроле бухгалтерских документов, его терпение кончилось. Он категорически отказался этим интересоваться. Логики были в недоумении, как же можно пускать на самотек такие важные сведения? А Дима твердо сказал, что бухгалтер — специалист, пусть сам и справляется.

(Болевая точка НАПОЛЕОНА — структурная логика. Ему тяжело выискивать ошибки в ведомостях и отчетах. Зато легко по глазам прочитать, обманывает его бухгалтер или нет с творческой этики отношений.)

Юрий Павлович. Специалист по политическим технологиям. Журналист и писатель, автор книг по практической психологии. Хотя и заканчивал в свое время технический вуз. Его уверенность в себе и широкий охват выборных технологий помогли разглядеть у него сенсорную экстраверсию. Локти растопырены, приказывать умеет. Но извилистый жизненный путь, который еще "не определен окончательно", свидетельствует об иррациональности.

Поскольку наш язык испытывает сильное давление логики, выражался он последовательно, говорил о схемах, графиках и пунктах плана. Это сбило с толку Кирилла (ЖУКОВ), который не без оснований нашел в Ю. П. много общего с собой.

Когда же мы стали описывать тип НАПОЛЕОН, реакции Ю. П. были уже совсем классическими. Все сомнения отпали. Он действительно не читает инструкций, а бухгалтерский учет вызвал на его лице гримасу отвращения.

На прощание он не преминул всех нас похвалить за глубину понимания, за то, что мы так успешно осваиваем столь интересную науку и т. д. Этик — одно слово…

Галя. Роскошная девица в кофточке с весьма открытым вырезом объявила, что сейчас занимается экономической математикой (или чем-то вроде). Почему не в театральный? "Это не прокормит".

Еле определили сенсорику (от черной сенсорики как-то всегда ждут агрессивности). Однако Галя была спокойна. Только с отвращением отказалась "со страшной скоростью считать в уме". "Есть же калькуляторы!" — сказала она возмущенно.

Лера. Девятиклассница, которая мечтает поступить в институт физкультуры, а если не поступит — на мировую экономику в Плешку. Любопытно. Оказывается, любит теннис, успешно тренирует малышей, настроена на победу. И совершенно не боится старшей сестры: может завалиться прямо на ее вещи, если те лежат на ее постели. А сестра, между прочим, ШТИРЛИЦ — тоже не одуванчик.

Нелюбовь к математике и соответствующее выражение лица при ее упоминании довершили портрет.

Марина Д. В свое время закончила математический факультет педвуза. На тестировании была невеселой, но о своем турбизнесе рассказала подробно, постоянно употребляя слово "мы". О Египте, откуда только что вернулась, впечатления у нее ужасные. Грязь, плохое обслуживание, невкусно кормят! Сплошной негатив по белой сенсорике. И все бы было ничего, да только наш Дима (БАЛЬЗАК) сам три дня как из Египта. И ничего такого не заметил. "Я как-то не туда смотрел…" — несколько растерянно сказал он.

Мечта о собственном бизнесе, чтобы быть себе хозяйкой, не оставила сомнения в черной сенсорике. А быстрый отказ на предложение "со страшной скоростью считать в уме" навел на болевую белую логику. К тому факту, что она может опоздать куда-то, отнеслась совершенно философски. А математику она не любит, как выяснила в доверительной беседе с сестрой по разуму наша Таня (НАПОЛЕОН).

Марина О. Тестирование прошло за 15 минут. Она сразу заявила, что ей не все равно, где работать. Ей надо, чтобы не стыдно было людям сказать, где она работает. Как на заказ! Мы только что поговорили о стимулах к действию. Сразу определили экстравертную сенсорику.

Было забавно наблюдать, как похоже выглядели Марина и наша Галя (НАПОЛЕОН). Обе сидели в зеркальных позах, с похожими выражениями лиц и даже почесались совершенно синхронно и одинаково. Жаль, что наши подопечные на это пока не обращают внимания.

"Раскладывать вещи и наводить порядок очень люблю. Потому что у меня всегда бардак страшный. Это меня мой ребенок шестилетний приучил к порядку. А до него еще хуже был бардак". Вот такая речь. Логика слабая, зато иррациональность выражена.

"Сдачу вообще никогда заранее не считаю. Не знаю почему. Но знаю, когда меня собираются обмануть. У меня такое чувство. У меня интуиция на это".

Вот мы и столкнулись с интересным поворотом: все, что не логика, в нашей культуре объявляется интуицией. Тоже полезный урок.

Таня. Тестирование шло очень активно. Чуть не ошиблись, услышав про экономический факультет МГУ, но Таня быстро развернула наших студентов ("я, в частности, и с помощью соционики поняла, что это не мое").

Оля (ДЖЕК) спросила, как часто Таня, позвонив подруге, не застает ее дома. Хороший вопрос на сенсорику-интуицию. Пока Таня размышляла, Оля поняла, что это не интуиция.

Валентина (ДОН КИХОТ) спросила, чувствует ли Таня после собеседования, возьмут ли ее на работу. Нет, ответила Таня, хотя то впечатление, которое ей удалось произвести, она оценивает уверенно.

Зоя (ДЮМА) предложила ситуацию с ожиданием важного звонка. "Почувствуете ли вы, что вам надо прервать разговор, потому что кто-то сейчас будет звонить?" Даже непонятно, откуда сенсорная Зоя (ДЮМА) знает такие интуитивные ощущения. Конечно, Таня вышла из положения не так, как все ожидали: "Я просто решительно прекращу все разговоры и буду ждать нужного звонка".

Иррациональность проявилась в рассказе об уборке: "…а надоест, ограничусь одним шкафом, и все".

Роман. Очень решительный, готовый к бою, он отвечал короткими фразами или вопросом на вопрос. Мгновенно переключался, не договорив, как только слышал комментарий. Всех замечал и никого не оставлял без внимания. Иррациональность, экстраверсия, сенсорика были отмечены.

По поводу математики он не сдавался. "Я ее понимаю, но этого мало, чтобы получать четверки". Было видно, как напрягает его этот вопрос.

Характерные высказывания людей типа НАПОЛЕОН

Я учился на юридическом. На первом курсе мне было ОЧЕНЬ плохо. На втором курсе — еще хуже. На третьем — совсем плохо. Потом как-то все стало по барабану, так я и доучился.

* * *

Людей я всегда видел насквозь, а порядка в голове никогда, наверное, уже не будет.

* * *

Если я в один момент решу работать дворником? Я отнесусь критически к самому себе.

* * *

Знаю ли я, кто мне звонит, когда беру трубку? Конечно, если у меня работает определитель номера.

Маленький НАПОЛЕОН

2 года. На диване сидит незнакомый мужчина. Под диваном — любимая машинка Арсения. Сам Арсений стоит в дверях. Он боится дяди, но хочет отобрать машинку. Долго борется со страхом и наконец решается действовать. Подбегает к дяде и говорит: "Тебе, наверное, машинка мешает!", хватает машинку и убегает.

Здесь блестяще проявились как волевая сенсорика (желание отстоять свое), так и творческая этика отношений как инструмент достижения цели.

3 года. Ограничительная сенсорика ощущений проявляется каждый раз, когда надо сменить одежду, если похолодало или потеплело. Никакие аргументы не действуют — будет сидеть в доме, но сапоги или плащ не наденет. Не важно, что на улице дождь.

4 года. Мама пришила Арсению на рукав три пуговицы-лягушки. Он ходит и разговаривает с ними на четыре голоса — настоящие совещания устраивает:

"А ты что думаешь, Красная лягушка?"

"Я думаю, что мы должны побить негодяев!"

"А ты как думаешь, Зеленая лягушка?"

"Я думаю, что Красных лягушек не бывает!" и т. д.

Здесь видна экстравертная установка настоящего режиссера: всех расставить по местам, присвоить каждому текст, характер.

* * *

Зато сколько ног у кошки, считали два дня. До трех он хорошо видит предметы, отвечает, сколько будет, если один или два убрать. Но ног у кошки — "четыре-пять". Считали, считали, он все старался ответить "много". В конце концов просто запомнил. Также долго усваивал, чем отличается на картинке один зайчик от всех остальных, и прочие формальности. Это слабая логика.

* * *

Пришла мама за Сеней в сад, а он ей говорит: "Я не хочу, чтобы ты меня целовала". И держит паузу, пока мама в глубоком недоумении. Потом сообщает: "Потому что у меня горлышко болит". И уж потом, совсем мимоходом, завязывая ботинки, бормочет: "Поэтому я в детский сад завтра не пойду".

Вот такая дипломатия. И озадачил, и на жалости сыграл, и даже как бы логическую цепочку построил. Логика, конечно, несколько хромает, но этика сильна.

* * *

— Кирилл, а какое самое гигантское число?

Понимаешь, Сеня, математика — такая засада, что к любому числу можно прибавить единичку, и оно станет еще больше. Так что самого большого числа нет.

И вдруг до Сени дошла холодная суть логического построения! Объективная реальность, не зависящая ни от желания, ни от хорошего поведения…

— Ну, Кирилл, это же ГАДСТВО!

Он выбрал самое ругательное слово, которое знал.

5 лет. Сеня смотрит мультики, а вокруг взрослые шумят и пристают к нему с вопросами. Он отводит глаза и вежливо и серьезно произносит: "Я хотел бы побыть один".

Разве не станет стыдно, что замучили такого вежливого ребенка? Это работа по творческой этике отношений.

* * *

Из всех уроков в подготовительной группе Сене, как выяснилось, нравится математика. Мы так и пребывали бы в тупике, если бы дотошный Кирилл не докопался до того, что сразу после математики их отпускают побегать. Такого рода причинно-следственные связи у Сени в голове устанавливаются хорошо, он же сенсорик!

* * *

— Сколько игрушек ты унес в песочницу?

— Девять штук.

— А сколько принес обратно?

— Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.

— И сколько осталось в песочнице?

— Знаете, я просто в первый раз невнимательно посчитал!

Слабая логика, поэтому вычитание представляется трудной задачей, от которой хочется отвертеться. Зато сильная этика — не сложно и прощения попросить, и признать ошибку.

6 лет. Я не могу размышлять, когда играет музыка, — она меня отвлекает так, что я сам себя не слышу.

* * *

— А что, розги действительно были?

— Да, раньше считали, что чем больше детей лупят, тем они становятся послушнее.

— Да… А потом подумали — жалко!

Предполагается, что взрослые не могут быть такими глупыми, чтобы быть жестокими к детям. С сильной этикой трудно представить, что у кого-то она может быть развита слабо.

* * *

Ябеда — это человек, который говорит слишком много правды.

* * *

Зося, мне стыдно за тебя! Ты же ночное животное, и притом черного цвета. Что же ты спишь всю ночь как человек? А кто мышей ловить будет?

7 лет. Пожелание маме на день рождения на рисунке: "штобы ты никогда не болела, штобы нипропускала любимые передачи, штобы снились хорошие сны".

Грамматика, как и следовало ожидать, хромает. Но часто ли мы получаем такие пожелания, которые точно соответствуют нашим устремлениям, причем по всем сторонам жизни: и по внешним, и по внутренним, и для тела, и для души?

* * *

— Конечно, Серый Волк умный, он всегда выручал Ивана Царевича… А зачем же он съел доброго коня?

"Добрый" он понял как "ласковый", "хороший". И не может совместить положительный образ кого-то со съедением ласковых зверей.

(с) Е. Удалова, Л. Бескова. Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе.

Обсудить статью на форуме