Навь
Навь (др.-рус. «навь», от слав. *navь, из индоевроп. *naHu-, вид погребального обряда), в славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье (индоевроп. *naHu-), на которой плывут в царство мёртвых.
Общеславянским является также представление о навьей косточке, которая считается причиной смерти и сохраняется в разлагающемся трупе: старочеш. kost návná, чеш. návni kost (ср. литов. Naví-kaulis, «навья косточка», латыш, nāves celiņš, «роковой знак на лице ребёнка», — свидетельства балтославян-ских истоков этого представления).
Родственное Н. имя самостоятельного божества — Nya в списке польских богов у Я. Длугоша (XV в.), отождествляемый с римским Плутоном. У других славянских народов к представлениям о Н. восходят целые классы мифологических существ, связанных со смертью: украинские навки, мавки, болгарские нави — злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц.
В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны». У восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее приуроченный к последнему четвергу великого поста (укр.
Навский велик-день, Мавський велик-день, Мертвецький велик-день; соответствующий день в балтийской традиции приходится на осень — см. в ст. Велс).
Литература
:
Eckert R., Zura Problem der baltisch-slawischen Sprachbeziehungen, «Zeitschrift fur Slawistik», 1972, Bd 17, H. 5.