Ламаистская мифология

Ламаистская мифология

ламаистская мифология. Ламаизмом часто называют особое направление в буддизме, представляющее собой синтез махаяны, ваджраяны и народных верований Тибета, Монголии и Бурятии.

Считается, что основу этого направления заложил Падмасамбхава, а автором его позднейшей формы был Цзонкаба, основавший в начале XV в. в тибетском буддизме секту гелукпа. Ламаизм в этой форме получил распространение у монголов (в том числе и у предков нынешних калмыков) с конца XVI в. (утвердился в середине XVII в.), а у бурят — с начала XVIII в.

Л. м. — общебуддийская в своей основе с преобладанием черт мифологии ваджраяны: та же чёткая иерархичность пантеона, важность категории божеств-покровителей — идамов, личных, семейных, монастырских, наличие института «живых богов», из числа которых особенно почитались далай-лама (воплощение Авалокитешвары), панчен-лама (воплощение Амитабхи), Цзонкаба (воплощение Манджушри) и глава ламаистской церкви Монголии богдо-гэгэн, или ун-дур-гэгэн. Из персонажей мифологии махаяны наибольшее звучание в Л. м. приобрели персонификации милосердия, как нравственной категории, Авалокитешвара (монг.

Арья-бало), особенно одиннадцатиголовый и восьмирукий, и рождённая из его слезы его супруга Зелёная Тара (монг. Ногон Дара экэ), а также бодхисатва Майтрея (монг. Майдар).

Из небуддийских персонажей в Л. м. были включены Гесер, Цаган Эбуген и др. Под влиянием ряда монгольских шаманских божеств грозные божества — защитники религии тибетского происхождения (монг. докшиты) приобрели дополнительные черты.

Многие местные божества, например Буха-нойон бабай и Шаргай-нойон у бурят, духи четырёх великих гор у монголов, добавили ламаистский пласт к своей традиционной шаманской биографии. См. также статьи Буддийская мифология, Тибетская Мифология, Монгольских народов мифология, Бурятская мифология, Ойрат-калмыцкая мифология. Литература:Жуковская Н. Л., Ламаизм и ранние формы религии, М., 1977;Grünwedel A., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Lpz., 1900.