Иштар

Иштар

Иштар (аккад.), в аккадской мифологии центральное женское божество, соответствует шумерской Инанне. Главные аспекты И. — богиня плодородия и плотской любви; богиня войны, распри; астральное божество (олицетворение планеты Венера).

Имя восходит к более древнему ‘атар, что у восточных семитов означало «богиня» (вообще), у западных (в форме ‘атар, Астарта) было именем собственным определённой богини, а у южных — бога. Нарицательный характер слова ‘атар способствовал поглощению образом И. множества шумерских и хурритских образов богинь (например, хуррит.

Нину или Нино стала «Иштар Ниневийской»). Однако чаще всего аккадская И. (упоминания с середины 3-го тысячелетия до н. э.) соответствует шумерской Инанне.

Почиталась как местное божество во многих центрах Южного и Северного Двуречья (Аккад, Арбела, Ниневия, Ашшур, Ур, Урук и др.). Может выступать под именами Анун(н)иту и Нанайя (родственное И. божество, впоследствии, видимо, полностью с ней отождествлённое).

В Уруке культ И. был связан с оргиастическими празднествами, включавшими самоистязания (возможно, самооскопление), проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности жрицами — «кадишту». И. считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов.

Судя по «Эпосу об Эрре», попытки уничтожить обряды И. в Уруке делались с конце 2-го тысячелетия до н. э., но окончательно И. (в ипостаси Нанайи) потеряла характер богини оргиастического культа, по-видимому, лишь к концу правления Ахеменидов (V—IV вв. до н. э.). Наиболее распространённые эпитеты — «владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «И.-воительница».

В иконографии И. иногда изображается со стрелами за спиной.Основные мифы: 1. И. предлагает свою любовь Гильгамешу, а тот отказывается, мотивируя отказ непостоянством и коварством богини и перечисляя погубленных ею возлюбленных — людей, богов и животных (льва, коня). За это И. мстит герою, насылая на Урук небесного быка — чудовище, созданное по её просьбе её отцом Ану (шумер.

Ан) (миф известен из VI таблицы эпоса о Гильгамеше «О всё видавшем»), 2. Нисхождение И. в преисподнюю, в результате на земле прекращается любовь, животная и растительная жизнь. В аккадской И. отчётливее, чем у шумерской Инанны, проступают также функции богини — создательницы жизни, помощницы при родах.

Военный аспект И. ярче всего выступает в северных центрах её культа, в частности в Ассирии; здесь она — дочь верховного бога Ашшура. Со 2-го тысячелетия до н. э. культ И. широко распространяется у хурритов (где она идентифицируется главным образом с местной богиней Шавушкой), хеттов и др. См. также Астарта.В. К. Афанасьева, И. М. Дьяконов.