Дагомейская мифология

Дагомейская мифология

дагомейская мифология, комплекс мифологических представлений дагомейцев (южные и центральные районы современного Бенина), ядро которых составили племена фон.

Д. м. типологически близка йоруба мифологии, что, возможно, отчасти обусловливается взаимовлиянием и непосредственными заимствованиями; так, например, согласно преданию фон о царе Дагомеи Тегбезу (XVIII в.), культ Фа и связанная с ним система гадания пришли к фон из священного города йоруба Ифе.Главой развитого политеистического пантеона в мифах фон выступает Маву-Лиза — «небесное» божество с недостаточно отчётливо выраженными качествами (deus otiosus); более чётко вырисовывается его функциональная роль: он — вождь пантеона и прародитель (согласно другим вариантам мифа о сотворении мира, прародителем являются Айдо-Хведо, Нана-Булуку). Главенство Маву-Лиза в значительной мере номинально: он передал управление природой, людьми произошедшим от него богам, за каждым из которых закреплена определённая, всегда конкретная область деятельности (ср.

Олорун, Имана, Катонда, Вамара). Эти, стоящие на второй ступени иерархии, боги возглавляют соответствующие пантеоны богов земли (Да Зоджи), грома (Хевиозо), моря (Агбе) и др.; им подчинены их дети — младшие божества, имеющие чётко очерченные обязанности и положение, фактически осуществляющие власть (например, пантеон, возглавляемый Хевиозо, составляют его сыновья: Аден, Аколомбе, Аджаката, Гбвезу и др., см.

Хевиозо). Каждый пантеон имел у фон своё жречество и своих посвящённых.

Литература
:
Cornevin R., Histoire du Dahomey, P., 1962;
его же, Le Dahomey, P., 1965;
Forbes F. F., Dahomey and the Dahomans, v. 1—2, L., 1966;
Hazoumé P., Le pacte de sang au Dahomey, P., 1937;
Herskovits M. J.

Dahomey, An ancient West African kingdom, v. 2, N. Y., 1938;
Herskovits M. J. and F. S. Dahomean narrative, Evanston, 1958.